Вход на сайт
Курс ЦБ РФ
$1.00 = 58.84 руб
EUR1.00 = 69.30 руб
 

Враги города

– ВЫ ОБРАТИЛИ внимание, во что превратилась Москва, особенно ее центр, благодаря старанию столичных властей? Город стал мертвым! Особенно в выходные и праздничные дни, когда на улицах меньше автомобилей. Тогда Москва превращается в некий город-призрак. Редкие прохожие теряются на фоне не в меру широких тротуаров, которыми так гордятся власти. А я, например, никак не могу понять: какого хрена надо было расширять тротуары на Садовом кольце, которое априори создавалось как чисто транспортная артерия и на котором нет никаких достопримечательностей – ни исторических, ни архитектурных, ни иных других. Там никогда не гуляли ни москвичи, ни гости столицы и даже в самые-рассамые праздничные загулы на кольце никогда не было скоплений пешеходов.
То же самое – на Бульварном кольце. Тут вообще полный маразм – потратили уйму казенных денег на расширение тротуаров там, где для пешеходов есть широченные и удобные бульвары! Разве не бред?!
Но бог с ними, с тротуарами. На абсолютном большинстве широченных улиц и проспектов центра города практически негде остановиться – все они буквально заставлены знаками “Остановка запрещена”, а мест в редких нишах платных парковок настолько мало, что говорить о них серьезно просто нельзя. Зрелище и ощущения немыслимые! По тому же Садовому кольцу разбросаны сотни магазинов, ресторанов, кафе, аптек, салонов красоты и т.п., и в радиусе сотен метров от них нельзя остановиться! Знак “Остановка запрещена” установлен даже перед главным входом в гостиницу “Пекин”! Наверное, постояльцы этого отеля выпрыгивают из автомобилей здесь на ходу… И это при том, что на Садовом столько полос, что без всяких проблем для потока крайнюю правую полосу можно было спокойно отдать под парковку. Пусть даже и платную.
А какое жуткое впечатление производит Тверская! Все первые этажи зданий с обеих сторон – сплошные магазины, клубы, рестораны и прочие злачные места для траты денег. Но как их потратить, если ВСЯ Тверская заставлена знаками, запрещающими остановку, а в редких боковых переулках место платных парковок занято практически круглосуточно?! Точно такая же картина на Ленинском проспекте, Кутузовском, на других улицах…
Вряд ли московские чиновники, устраивая весь этот маразм, не знали, что во всех крупных городах и мегаполисах мира местный и приезжий люд отправляется в выходные дни в центр на отдых или на шопинг на автомобилях. Тем более – в Москве, с ее огромными расстояниями и средоточием практически “всего и вся” в центре города. А в метро на шопинг никто не ездит.
Скажете, есть в центре Москвы и подземные парковки? Есть, конечно. Но их так мало, а желающих ими воспользоваться настолько много, что в выходной день очередь соискателей, например, на место под ЦУМом может растянуться метров на 300! Такая же картина и на стоянке под Центральным детским миром. Озвучу и ценник последней – 400 рублей в час. Хороший тариф!
Интересно, а кто-нибудь подсчитывал, сколько денег потеряли владельцы ресторанов, магазинов, кафе, различных компаний по оказанию бытовых услуг после того, как на улицах, где они расположены, запретили парковку? А сколько таких заведений закрылось? А сколько денег казна недополучила в виде налогов из-за того, что резко снизились обороты этого бизнеса?
Такие действия столичных властей уже больше похожи даже не на глупость, а на откровенное вредительство...

Очереди у нас в головах

НА ДНЯХ приятель попросил помочь ему с постановкой автомобиля на учет в ГИБДД. Мол, в Москве очереди кругом, а ты все входы и выходы знаешь...
– А зачем нам какие-то личные связи, - ответил я, - когда можно воспользоваться записью на сайте госуслуг. Давай, попробуем!
Берем мобильное приложение госуслуг для смартфонов и... тут же откладываем. Работает отвратительно! Тогда включаем компьютер, выходим в сеть и без всяких проблем выбираем самый удобный для приятеля ближайший доступный “слот” с точностью до минуты.
К назначенным 8.24 в воскресенье (!!!) приезжаем в ГИБДД и... Очередь из желающих поставить на учет машину в выходной день чуть ли не опоясывает здание МРЭО! По самым скромным подсчетам на морозе толпится человек 300, жаждущих получить заветный талончик в электронной очереди. Естественно, накал страстей, трехэтажный мат, “эти сволочи гаишники не хотят работать”...
Майор и пара лейтенантов едва справляются с толпой на входе, партиями запуская страждущих внутрь здания.
– А как же госуслуги? Мы записывались...
– Пожалуйста, проходите! Вам на второй этаж, кабинет...
Никаких очередей, никакого мата…
Видели бы вы глаза моего приятеля, когда с номерами и новыми документами на машину мы вышли из ГИБДД, а на часах еще не было и 9.30!
Толпа, между тем, продолжала брать штурмом здание МРЭО, проклиная “ гаишников-разгильдяев”...
Спрашивается, кто мешает этим молодым людям также записаться он-лайн? Ведь, по большому счету, все эти талончики электронной очереди рассчитаны, в первую очередь, на тех, для кого Интернет – что-то из области научной фантастики. Зачем же современные люди ломятся в закрытую дверь, когда рядом открыты широкие ворота? Ведь есть возможность пройти процедуру постановки автомобиля на учет без лишней нервотрепки и с минимальными потерями времени.
А может, любовь к очередям у нас уже в генетической памяти? Может, нам их просто не хватает? Может, мы просто скучаем по тем временам, когда очереди были во всем и за всем, а потому сейчас и создаем сами себе этот экстрим? Но тогда проблема не в “проклятых гаишниках”, а в нас самих. И очереди эти у нас в головах...

Снова в лужу...

С НАСТУПЛЕНИЕМ периода затяжных осенних дождей у дорожников началась ежегодная забава по замене асфальта. Летнего сезона, когда на улица стояла солнечная погода им, видимо, не хватило. А может, им доставляет какой-то особый кайф срезать старое полотно под проливным дождем, превращая и без того не самые чистые столичные улицы в мутные реки, а затем укладывать новый асфальт в мерзкую субстанцию из смеси дождевой воды, остатков гравия, глины и цемента? Ребенку понятно, что такое покрытие прослужит, максимум, до начала весны! Может, у нас изобрели какую-то новую технологию, позволяющую без потери качества для дороги, укладывать асфальт в лужи? Так нет, специально уточнял у специалистов: оптимальные условия для замены дорожного полотна – плюсовая температура (в идеале – не ниже плюс десяти градусов) и небольшая влажность. Тогда при соблюдении технологий асфальт прослужит и пять, и семь лет.
Впрочем, не стоит во всем винить только дорожников- работяг. Они, может быть, и рады работать под солнышком, а не под моросящим дождем с пронизывающим ветром. Но это не позволяет им сделать жутко забюрокатизированная схема финансирования дорожной отрасли. Пока чиновники проведут тендеры, подведут их результаты, утвердят проекты, составят сметы, дадут распоряжения на перечисление средств подрядчикам пройдет не один месяц. Вот и получается, что деньги до дорожников доходят в лучшем случае в конце лета. И приходится им ежегодно швырять асфальт в мутные лужи.
Готов поспорить, что сломать порочную схему выделения средств на дорожный ремонт не получится еще очень долго. Но, может, тогда стоит начинать всю эту чехарду с тендерами, сметами и согласованиями чуть пораньше? Ну, хотя бы на пару месяцев... Тогда и дорожникам работать будет легче и приятнее, и асфальт на улицах служить станет дольше, и водителям не придется в начале школьного и делового сезона простаивать в пробках из-за дорожных работ.

Хватит плодить чиновников!

– ПОД ЗАНАВЕС своей законотворческой деятельности депутаты Госдумы прошлого созыва решили порадовать общественность очередной “гениальной” идеей. Высокие умы народных избранников решили позаботиться о водителях и ввести в нашей стране новую должность – “Уполномоченный при Президенте по защите прав владельцев и водителей транспортных средств в Российской Федерации”. По мнению парламентариев, “автовладельцы и водители остаются один на один с административными структурами, действующими недобросовестно, а зачастую и противозаконно. Для урегулирования ситуации с положением автовладельцев и водителей в Российской Федерации необходим комплекс системных действий, которые должны координироваться на самом высоком государственном уровне”.

За этими витиеватыми фразами стоит лишь желание создать в России еще одного чиновника-дармоеда, будто их и так у нас мало. Прибавьте к этому солидный штат помощников, секретарей, референтов и прочих “портфеленосителей”, которые обязательно потребуются новому Уполномоченному. Уйма нахлебников получается, которым надо будет платить жалование из наших налогов. А вот будет ли от их работы какой-то толк – большой вопрос.

Между тем есть гораздо более эффективные способы борьбы за соблюдение прав водителей. Достаточно всем тем, от кого зависит автомобильная жизнь, всего лишь четко выполнять свою работу. Депутатам – своевременно принимать нормальные и адекватные законы для автомобилистов и пешеходов. Гаишникам – перестать прятаться в кустах и устраивать облавы, а на деле начать заниматься безопасностью дорожного движения. Дорожникам – строить современные и качественные трассы, не требующие ежегодно ремонта. Страховщикам – выплачивать нормальные суммы, которых будет гарантированно хватать на ремонт машины. Тогда и необходимость в Уполномоченном по правам автомобилистов отпадет сама собой.

“У природы нет плохой погоды”

На столичных дорогах появилась традиционная “весенне-оттепельная” проблема – асфальт покрылся глубокими язвами выбоин и ям. Причем в этом году она приобрела чудовищные масштабы. Дело уже не ограничивается пробитыми колесами и погнутыми дисками: автомобили в буквальном смысле слова уходят под землю.

Коммунальные службы по традиции во всех бедах обвинили аномальные природные явления. Но если в прежние годы основной проблемой, по мнению коммунальщиков, были часто чередующиеся оттепели и заморозки, то теперь причиной ям и провалов стали... сильные морозы и снегопады. Мол, на промерзшую почву выпало слишком много снега. И с наступлением оттепели талые воды не впитываются грунтом, а просачиваются под асфальт и размывают основание дороги. Отсюда и ямы с провалами глубиной несколько метров. В общем, какая бы погода ни была, во всем виновата только она и никто более.

Вот ведь какая вредная эта погода – вечно портит дороги! Причем портит избирательно, с особым цинизмом год из года разрушая только российские трассы, и совершенно не затрагивая магистрали на севере Финляндии, Швеции, Норвегии, Канады или США, где зачастую морозы и снегопады бывают покруче наших.

А ведь «секрет» прост. Залог сохранения хороших трасс в других странах заключается не только в качественном строительстве самих дорог, но и в круглогодичном контроле за ними, а также за придорожной инфраструктурой и коммуникациями. В постоянной уборке дорог от мусора, чтобы он не попадал в ливневые стоки. В регулярной очистке канализационных решеток, чтобы талая вода свободно уходила, а не разливалась реками по улицам. В своевременном вывозе снега, собранного с проезжей части, чтобы он не лежал неделями у обочины. Там коммунальные службы не пеняют на погоду, а, несмотря на все ее капризы, просто стараются добросовестно и качественно выполнять свою работу. Ну, а мы всегда ищем виноватого на стороне. Нам проще на погоду свалить...

Пишите законы по-русски

Вы не обратили внимание, что в последнее время чуть ли не в каждом номере “Клаксона” появляются заметки о том, что верховный суд что-то разъясняет, уточняет и растолковывает? Объяснение, как мне кажется, весьма банальное – наши законы, приказы и постановления написаны столь коряво и запутанно, что в них не могут разобраться даже мировые и районные судьи. Что уж говорить о сотрудниках ГИБДД, которые контролируют соблюдение этих законов, и автомобилистах, которые должны их выполнять.

Так и появляются двоякие, зачастую совершенно противоположные толкования того или иного документа. Более того, нередки ситуации, когда один закон противоречит другому. Вот и приходится Верховному суду постоянно что-то уточнять и разъяснять.

Так, может, хватит, господа депутаты и чиновники, заниматься этим крючкотворством и графоманством и начать писать законы простым русским языком, понятным каждому? Ведь вы же не третьесортный фельетон набрасываете, а законы создаете, в которых от каждой буквы, каждой запятой может зависеть судьба человека. Все вам за это только спасибо скажут. Водители – за то, что наконец смогут без “переводчиков” разбираться во всех изменениях. Гаишники – за то, что им не придется буквально по буквам разбирать тот или иной закон. Судьи и адвокаты – за то, что эти законы не станут допускать множества толкований. Да вам самим же легче станет, когда потребуется в какой-нибудь документ внести очередные поправки. Попробуйте, сами убедитесь...

Автошколы дают обратный эффект

Несмотря на новые программы обучения и более жесткие требования к автошколам, количество ДТП по вине автомобилистов с небольшим стажем только увеличивается.

Напомню: чтобы пройти аккредитацию в ГИБДД, автошколы обязаны иметь собственную или арендованную площадку для учебных занятий площадью не менее 0,24 гектара, тренажеры для отработки начальных навыков управления автомобилем, преподавателей со специальным образованием, а также... медицинский кабинет и буфет! Без чего, похоже, научить управлять автомобилем невозможно.

Естественно, что выполнение подобных требований многим школам оказалось непосильным и в итоге из восьми тысяч таких учреждений аккредитацию в ГИБДД прошли только чуть более половины. Как следствие, в ряде регионов на водительские курсы теперь необходимо записываться чуть ли не за полгода. Но и среди аккредитованных учебных заведений появилось немало таких, кто продолжает заниматься подготовкой водителей чисто формально. Да, они оформили в аренду площадки и тренажеры, наняли на работу медсестер и буфетчиц, но существенно выросшие расходы вынуждают их увеличить “обороты” подготовки курсантов, которые фактически самостоятельно изучают теорию и с большим трудом договариваются о практических занятиях с инструкторами, тратя на это значительно меньше времени, чем положено.

В общем, опять что-то получилось у нас не так. И автошколы, вместо того чтобы готовить квалифицированных водителей, дают обратный эффект. Может быть, надо начать с наших чиновников – научить их готовить действительно грамотные и продуманные проекты, перенимать лучший мировой опыт, а не пытаться каждый раз идти “своим путем”?

Здравствуй, весенняя пыль...

Долгожданные теплые деньки омрачились выездом на столичные дороги автомобилей коммунальных служб. Вместо того, чтобы очищать дороги от мусора, грязи и остатков химических реагентов, которыми всю зиму щедро поливали и посыпали московские улицы, эти желтые монстры с проблесковыми маячками лишь поднимают пыль в воздух своими щетками. Картина, повторяющаяся каждую весну на протяжении не одного десятка лет. Совсем плохо, если такое чудо техники попадется вам на узкой улочке. Еле тащась вдоль тротуара, и создавая за собой пылевую завесу, оно собирает за собой десятки автомобилей, покрывая их ровным слоем дорожной грязи и заставляя водителей, забывших поднять стекла, кашлять и чихать от пыли. Что поделаешь, пришла очередная пыльная весна...


Когда телегу ставят впереди лошади...

Каюсь, виноват. Нарушил правила.

– Будем оформляться, – произнес лейтенант ГИБДД и взял служебный планшетный компьютер.

Минут пятнадцать он, словно шаман с бубном, скакал вокруг автомобиля, так и эдак крутя в руках гаджет, поднимал его, опускал... Разве что на фонарный столб с планшетником не полез...

– Может, проедем до ближайшего “Макдоналдса”? – неожиданно прервав ритуальные пляски, предложил он. – А то тут Интернет никак не ловится, а там к бесплатному Wi-Fi подключимся...

А ведь как все хорошо начиналось... Не так давно руководство МВД радостно рассказывало о том, что скоро все автоинспекторы получат планшетные компьютеры, что с их помощью оформлять протоколы за нарушения ПДД, документы об авариях, проверять водителей по базам данных гаишники станут за считаные минуты...

Увы, даже самая новомодная техника в условиях недоразвитой инфраструктуры работать нормально не может. Ведь в столице полно мест, где подключиться к мобильному Интернету, без которого планшет превращается в бесполезную пустышку, большая удача. Что уж говорить про российскую глубинку, где не то что Интернета, а даже мобильной связи нет!

Может, деньги, которые были потрачены на закупку планшетных компьютеров, стоило все же использовать осмотрительнее? Дождаться, когда операторы сотовой связи решат все проблемы, а уже потом выдавать автоинспекторам гаджеты? А то получается, телегу снова поставили впереди лошади...

Пролилась первая кровь...

ЭТО все-таки случилось. В борьбе столичных автовладельцев и сотрудников службы эвакуации пролилась первая кровь – водитель, пытавшийся добиться, чтобы его машину не забирали на штрафстоянку, погиб под колесами эвакуатора.

А ведь как все хорошо начиналось. Больше года назад в Москве заработала эвакуация неправильно припаркованных автомобилей. И прошлой осенью у меня, да и не только у меня, затеплилась надежда – ну, может, сейчас мы хоть немного приблизимся в этом вопросе к цивилизованным странам.

Спустя год, увы, чуда не произошло. Мы не только не приблизились к ним, но даже, наоборот, еще больше отдалились. Ведь то, что сейчас происходит с эвакуацией на столичных улицах, по сути, мало чем отличается от набегов племен варваров во времена Римской империи. А как еще назвать стремление сотрудников службы эвакуации забрать на штрафстоянку любой автомобиль без разбора? Опустим тот факт, что знаки и разметка, запрещающие парковку, появились, где надо и не надо, – это тема отдельного разговора. Я о другом. Ведь эвакуаторщикам совершенно наплевать, мешает припаркованный автомобиль движению пешеходов, других машин или нет. Раз нарушил – значит, будем забирать без разбора. То, что водитель, пришел к своему автомобилю до того, как эвакуатор уехал, обычно роли не играет – в последнее время все чаще автомобилист в подобной ситуации вынужден лишь провожать свою машину прощальным взглядом. А сколько было случаев, когда забирали неисправные автомобили, владельцы которых, как того требуют ПДД, выставили знаки аварийной остановки и включили “аварийку”?

Неудивительно, что всего за год отношение к эвакуаторам в обществе кардинально изменилось. Даже самые ярые их сторонники все чаще высказывают мнение, что сейчас в схеме эвакуации, мягко говоря, сплошные перегибы и бардак. Еще немного, и автолюбители объявят эвакуаторам настоящую войну. Ситуация настолько острая, что впору назначать срочное заседание московского правительства. Но там – тишина. И лишь Госдума все же решила навести хоть какой-то порядок в этой сфере. Например, запретить эвакуацию машин, которые хоть и припаркованы с нарушением ПДД, но никому не мешают. Или на уровне закона обязать эвакуаторщиков без разговоров возвращать автомобили, если владелец пришел до того, как машину уже увезли на штрафстоянку. Хочется надеяться, что эти правила депутаты примут как можно скорее. Иначе нынешняя жертва противостояния автовладельцев и эвакуаторщиков может оказаться не последней...

От такого “техосмотра” только вред

ПОВОДОМ для этой публикации стал рассказ моего приятеля, который на днях решил приобрести новый полис ОСАГО. Приведу его здесь почти дословно.

“Друзья сказали, что страховой полис вместе с диагностической картой я смогу без проблем купить в ближайшем магазине запчастей. И объяснили, к кому обратиться.

Действительно, в нашем магазинчике автозапчастей меня без лишних расспросов провели в комнату, где среди плакатов различных страховых компаний сидела миловидная девушка.

– Страховку мне надо оформить, только вот техосмотр я еще не прошел, – смущенно сказал я.

– Нет проблем! – бодрым голосом успокоила меня девушка. – Присаживайтесь. Сейчас все оформим. Давайте документы на машину.

“Сейчас, наверное, выпишет направление на пункт диагностики”, – подумал я.

– Вот ваша диагностическая карта, вот полис “автогражданки”, с вас 7.250 рублей, распишитесь здесь, здесь и здесь. – Оформление всех бумаг заняло меньше пяти минут.

– А вы на автомобиль даже не взглянете? – в моей душе теплилась последняя надежда.

– Ну что я буду туда-сюда бегать, вон уже очередь из желающих приобрести полис стоит. Вы же сюда на машине доехали? Тормоза работают? Фары светят? Да не переживайте, никто ничего не узнает, – успокоила девушка.

Сознаться, я вначале хотел позвонить в РСА, прокуратуру, ГИБДД, чтобы рассказать об этом. Но быстро передумал. А смысл? Ну придут (если придут) проверяющие с “контрольной закупкой” полиса и диагностической карты. Ну закроют этот офис. Так на следующий день на том же месте откроется такая же контора.

А главное, что это, похоже, всех устраивает. Водителям не надо лишний раз мотаться на пункты техосмотра (заметили, что никаких очередей там давно нет?). У страховых агентов, продающих полисы, есть неплохой и стабильный приработок. По бумагам все машины у нас находятся в идеальном состоянии. А если у какой-то из них колесо по дороге отвалится – так водитель чем угодно поклянется, что техосмотр прошел честно и никаких неполадок там выявлено не было. И диагностическая карта у него есть со всеми печатями и штампами”.

Вот такой интересный рассказ, который красноречивее всех официальных расследований говорит о том, что затеянная несколько лет назад реформа техосмотра с треском провалилась. Ведь не случайно за последние два года число аварий из-за “технической неисправности транспортных средств” выросло в несколько раз...

Не наигрались в “автогражданку”?

Готов поспорить, что самым популярным у наших депутатов и чиновников является закон “Об ОСАГО”. За одиннадцать лет его действия в него вносилось, по самым скромным подсчетам, более полутора сотен (!) различных поправок, дополнений, изменений и уточнений. И конца таким “коррекциям” пока не видно... Ни один другой закон в этом конкурировать с ним не может. Вот только пользы пока от всего этого мало.

Вспомните, сколько копий было сломано несколько лет назад, когда запускали правила упрощенного оформления ДТП без гаишников. И что толку? Как стояли слегка притершиеся друг к другу машины посредине проезжей части в ожидании ДПС, так и стоят – по статистике из всего количества аварий только 6-8% оформляются водителями самостоятельно.

А лимиты ущерба? Еще в далеком 2003 году, когда ОСАГО в нашей стране стало обязательным, большинство специалистов в один голос заявляли, что этих выплат не хватит для восстановления машины. Депутаты тогда отвечали, что, мол, максимум через год они эти лимиты поднимут чуть ли не до европейского уровня... Прошло одиннадцать лет, а страховые компании до сих пор выплачивают пострадавшим копейки...

Сколько споров было и есть по поводу износа машины и потери ее товарной стоимости, цене самих полисов, ответственности страховщиков... К сожалению, все эти споры больше десяти лет так и не могут привести к своему логическому завершению – адекватному и работоспособному закону “Об ОСАГО”, который бы устраивал и водителей, и страховщиков.

На мой взгляд, вся эта активность вокруг “автогражданки” говорит только о неспособности (или нежелании) наших чиновников и депутатов принять продуманный и взвешенный закон, касающийся автострахования. Господа, ну не можете сами придумать что-то стоящее, так возьмите и переведите на русский язык аналогичные законы Великобритании, Франции, Германии или любой другой страны, где система ОСАГО за несколько десятилетий уже обкатана и нормально работает. Зачем же изобретать велосипед, да еще какой-то собственной, явно нежизнеспособной конструкции?

“Послепраздничное... или к вопросу об экономии”

Думаю, что почти все столичные водители прекрасно знают наиболее “пробочные” дни, когда на большинстве магистралей образуются многокилометровые заторы. Например, в последний рабочий день перед майскими праздниками. Впереди длинные выходные, открывается дачный сезон, горожане выезжают за город на пикники... В общем, вполне прогнозируемая ситуация.

А вот дорожники, похоже, о пиках нагрузки в такие дни не догадываются. Иначе и не объяснить, почему в один из наиболее напряженных с точки зрения трафика дней в году я стал свидетелем того, как на нескольких участках МКАДа строители перекрыли три из пяти полос для ремонта. Неудивительно, что эта дорога встала окончательно. Для чего замену асфальта и нанесение новой разметки нужно было затевать именно в час пик, если на все выходные Москва практически опустела, лично мне было непонятно.

Ситуацию прояснил один из работяг, бесцельно слонявшийся между конусами в ожидании самосвала с асфальтом, с которым я перекинулся парой фраз, пока толкался в заторе.

– Мы люди маленькие, – развел он руками. – Начальство сказало, что работаем сегодня, вот и вышли. Завтра же выходной, а значит – нам придется платить по более высокой ставке...

Вот теперь все понятно. Таким нехитрым способом руководство строительных компаний решило оптимизировать расходы. Бьюсь об заклад, что в конце года чиновники радостно отрапортуют, что на ремонте трасс удалось сэкономить столько-то миллионов рублей “без ущерба качеству дорог”. А что до бесполезно сожженных в подобных “ремонтных” пробках тонн топлива, потраченных водителями нервов и испорченном настроении... Да кто же это считает?..

Лучше помойте город!

До чего же наши чиновники предсказуемые люди! Помнится, около месяца назад я уже говорил, что скоро стартует очередной месячник "Чистый автомобиль". И точно – стартовал! Правда, теперь под более требовательным лозунгом – "Помой автомобиль!"

Позволю себе процитировать официальное обращение по этому поводу заместителя мэра Москвы, руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова: "Мы живем в одном из самых красивых, современных и динамичных мегаполисов мира. Но ответственность за правильное развитие города лежит на всех нас, все мы должны принять правила жизни в большом городе. Странно видеть человека, который в своем городе выкидывает мусор прямо на улицу. Так же странно видеть на дорогах Москвы загрязненные автомобили. Призываю москвичей помыть свои авто. Ездить по столичным дорогам сразу станет приятнее".

Уважаемый Максим Станиславович! Я честно последовал вашему совету и дважды за неделю мыл свою машину. И что-то не заметил, чтобы от этого она стала чище. Вот если бы Вы призвали московских коммунальщиков как следует отмыть улицы от грязи, а не просто слегка прибить пыль водой, вот тогда точно ездить по ним стало бы приятнее...

Материал-расследование о том, как убираются столичные улицы и дороги, читайте в газете "Клаксон" №7 2014 год, стр.10

У коммунальщиков свои рецепты чистоты

НАВЕРНОЕ, не я один с нетерпением жду наступления весны. И, наверное, не я один каждый год надеюсь, что может быть, на этот раз коммунальщики вместе со всей живой природой выйдут из зимней спячки и возьмутся за работу. Но, увы, моим надеждам и на этот раз, видимо, не суждено сбыться ...

Каждый год с наступлением тепла мы видим одну и ту же картину: вместо весело журчащих прозрачных ручьев по российском дорогам текут мутные потоки жидкой грязи. И каждую весну, даже после самой короткой поездки невозможно открыть машину, не испачкав рук. И каждый год в начале марта чиновники объявляют месячник "Чистый автомобиль", заставляя гаишников штрафовать водителей за грязные номера. И каждый раз в это время года автомобилисты с наступлением темноты запасаются тряпками и бутылками с водой, чтобы регулярно отмывать фары и стекла от налипшей грязи...

А что же коммунальщики? Да вот же они, на рабочем посту. Одни с маниакальным упорством бросают остатки грязного снега и льда под колеса проезжающих автомобилей... Другие методично размазывают получившуюся жижу по проезжей части... Третьи, когда грязь подсохнет, исступленно поднимают ее в воздух щетками своих древних уборочных машин и тракторов... Видимо, у них свои, особые рецепты наведения порядка на дорогах. Правда, никакого отношения к чистоте они не имеют...

А про инфраструктуру забыли...

В ПОСЛЕДНЕЕ время столичные чиновники активно взялись за развитие общественного транспорта в городе. Можно только порадоваться, что хотя бы в этом плане российская столица постепенно начинает напоминать западные города. Если бы не одно "но": тратя огромные деньги на закупку новой техники, московские власти совершенно забыли об инфраструктуре для нее. Из-за этого пробки зачастую возникают буквально на пустом месте.

Представьте себе: узкая улица, по которой быстро едет современный троллейбус с низким полом и кондиционером в пассажирском салоне. И вдруг он практически останавливается посреди дороги, вынуждая следующих за ним водителей также сбросить скорость. Что-то случилось с техникой? Нет! Просто троллейбус должен пройти очередную "стрелку" на проводах. А поскольку конструкция этих устройств не менялась десятилетиями, проезжать их можно только на минимальной скорости. Иначе слетят токоприемники, что регулярно и происходит. Вот один троллейбус сбросил ход перед "стрелкой", потом второй, третий... За ними скапливаются другие машины.. И пожалуйста, на ровном месте образовался затор...

Другой пример. Большинство перекрестков, где трамвайные пути пересекают дорогу, напоминают скорее танковый полигон. Рельсы либо торчат над асфальтом, либо, наоборот, утоплены в него. Резиновые маты, которые призваны увеличить скорость прохождения таких перекрестков, только усугубляют ситуацию, поскольку лежат вкривь и вкось. И автомобилисты вынуждены тормозить, чтобы черепашьим ходом пересечь трамвайные пути. И снова образуется пробка...

В Лионе, Зальцбурге, Вене я неоднократно видел, как троллейбусы проходят "стрелки" на полном ходу. Потому что там эти устройства – современные, скоростные. Ни в Берлине, ни в Сан-Франциско, ни в Праге мне не приходилось сбрасывать до минимума скорость на перекрестках с трамвайными путями, чтобы не угробить подвеску.

Господа чиновники, если вы никогда не бывали в этих или других западных городах (в чем я очень сомневаюсь), так съездите, посмотрите. Иначе в Москве пробки так и будут возникать на ровном месте – из-за древних троллейбусных "стрелок" и разбитых трамвайных путей.

Инструкция выше закона

Законы в нашей стране или плохо работают, или не работают вовсе. Очередной раз эту истину подтвердила история с поправками в КоАП, согласно которым еще с с сентября прошлого года пьяными официально считаются только водители, у которых содержание алкоголя в литре выдыхаемого воздуха превышает 0,16 миллиграмм. Однако на деле наркологи зачастую признавали нетрезвыми автомобилистов с меньшими показаниями. Дело в том, что в инструкции Минздрава о порядке медосвидетельствования по-прежнему была прописана норма о нулевом промилле. Бред? Нет, это наша суровая действительность... Обычная ведомственная инструкция оказалась выше федерального закона! В итоге водителям, которые были признаны пьяными, приходилось обращаться в суд, чтобы доказать свою правоту.

Более того, чтобы разрулить эту глупую ситуацию, потребовалось вмешательство Верховного суда! Там, через три с лишним месяца после вступления в силу поправок, разъяснили правила проведения медпроверки водителей в наркологических диспансерах. Пункт инструкции Минздрава признан незаконным. Судьи предписали наркологам и гаишникам проводить медосвидетельствование с учетом максимальной погрешности алкотестера. А чиновникам Минздрава поручили разработать новый документ, касающийся правил проверки водителей на трезвость. Правда, непонятно, почему в этих ведомствах сами не смогли принять простые и очевидные решения...

Вроде бы, проблему закрыли. Но как быть с тысячами автолюбителей, пострадавших из-за “досадной” неточности? Наказаны ли представители Минздрава? Конечно же, пока нет. А потом о проблеме забудут. Получается, чиновник в России, как всегда, не в ответе за ошибки. Даже если их признал Верховный суд.

Мужики, к гинекологу!

Не так давно мы рассказывали о планах чиновников ужесточить процедуру прохождения водителями медицинской комиссии. В то время как во всем мире стараются избавиться от подобной бюрократии, у нас продолжают “закручивать гайки”. Порой переходя все границы разумного. Помню, мы шутили в редакции, говоря о том, что не хватало еще водителей посылать на проверку к гинекологу. И вот чиновники дошли даже до такого маразма. Прокуратура выявила подобное “нарушение” в нескольких регионах страны. Всех без исключения людей, пришедших на медкомиссию, там отправляли на осмотр к акушеру-гинекологу. Прокуроры не уточняют правда, как проводился осмотр. Тем не менее, все прошедшие его получали определенное заключение врача. При этом почему-то водителям не позволяли посетить психиатра. Виновных, разумеется, накажут и теперь посетителей у гинеколога станет меньше.

Но сути, по большому счету, действия правоохранительных органов не изменят. От нас все также будут требовать проходить массу никому не нужных проверок, теряя время и нервы в очередях. Всем очевидно: никакое ужесточение медкомиссий не повлияет на уровень безопасности на дорогах. Ведь пока “права” и справки фактически свободно продаются на черном рынке, приобрести их может и абсолютно слепой, и глухой. Были бы, как говорится, деньги.

Как мы неоднократно уже говорили, намного эффективнее будет работать другой механизм, когда людей научат ценить и свое здоровье, и свою (а также чужую) жизнь. Когда причинение вреда здоровью будет оцениваться не символической суммой, а реальными счетами из приличных коммерческих клиник.

Берите пример...

Значительная часть пробок в наших городах, возникает не из-за плохой организации дорожного движения (хотя в этой области проблем – хоть отбавляй), а из-за взаимного неуважения водителей. Это ни для кого не секрет. Наверняка каждый автомобилист сталкивался с ситуацией, когда перекресток за считанные минуты завязывался мертвым узлом из-за пары-тройки «деятелей», которые решили проехать его на свой законный зеленый, несмотря на то, что ехать-то фактически некуда: за перекрестком стена из машин. А вдруг, пока горит зеленый свет поток немного продвинется, и я проскочу?
Но поток обычно не продвигается, машины раскорячиваются посреди перекрестка, с поперечных направлений уже на свой законный зеленый начинают ехать другие «деятели». И, привет... Затор гарантирован...
За рубежом давно нашли способ борьбы с такими умниками – на границы перекрестка нанесена специальная разметка в виде сетки. Не успел покинуть эту сетку пока тебе горит зеленый, оказались на перекрестке даже пара сантиметров твоей машины – вспышка камеры, получите штраф по почте.
Что-то подобное хотят сделать и у нас, но вот когда – большой вопрос.
Впрочем, в некоторых городах уже научились избавляться от забитых перекрестков, хотя и допотопным образом. Взять, к примеру, Краснодар, из которого я недавно вернулся.
... Вечерний час пик. На каждом (повторяю, на каждом!) крупном перекрестке стоит инспектор ГИБДД и регулирует движение транспорта. И ни одна собака не лезет вперед, надеясь проскочить на зеленый. Все послушно останавливаются, ждут, когда впереди будет место. Может сегодня какой-нибудь необычный день, кто-нибудь из большого начальства приезжает? Но местные жители заверили меня, что это нормальное явление. Утром и вечером автоинспекторы стоят на перекрестках чуть ли не ежедневно. В итоге транспорт путь и медленно, но все же едет.
Может гаишникам из других городов взять это на заметку? Может тогда действительно меньше будет пробок на наших дорогах. А там, глядишь, и до камер с разметкой-сеткой на перекрестках дорастем...

Может, вам еще и ключ от квартиры?

ГИБДД и Федеральная служба судебных приставов (ФССП) объединились под флагом борьбы с неплательщиками штрафов. И хотят дать гаишникам право требовать с каждого нарушителя ПДД точные данные о месте жительства и работы, а также номера служебного и личного телефонов, чтобы, если вовремя не заплатят штраф, приставам было легче найти должника. Подразумевается, что мы, водители, обязаны будем все эти свои личные данные сообщить.

Странно это, мягко говоря. Бороться собрались со злостными должниками, а конфиденциальную информацию, между прочим, намерены собирать у всех подряд. Представьте ситуацию: вы незначительно превысили скорость, за это вам выписали минимальный штраф. Но заодно получили полную информацию о вашем месте жительства, работы, контактные телефоны... И где гарантия, что такая информация не попадет в чужие руки, что она не утечет за пределы ГИБДД и службы приставов? И что эти данные не попадут в руки тем же угонщикам или иным жуликам? Думаю, даже сами полицейские и приставы не решатся дать такую гарантию.

А может быть, проблему с неуплатой штрафов проще решить как-то иначе? Посмотрим статистику. За прошлый год в ФССП было передано 10.700.000 таких дел. Однако полтора миллиона из них – на совести гаишников, которые «по недосмотру» направляли приставам административные дела на водителей, уже погасивших задолженность. А еще около миллиона человек вообще не знали о том, что они оштрафованы: информационные центры, обрабатывающие данные с автоматических камер фиксации нарушений, рассылали квитанции водителям уже после того, как против них было возбуждено исполнительное производство. Кроме того, как признают те же приставы и гаишники, во многих случаях нарушители ПДД не платят штрафы потому, что процедура отнимает много времени и сил: надо переписать гигантское количество банковских реквизитов (которые нередко меняются), заехать в банк, отстоять очередь... Неоднократно предлагалось упростить эту процедуру, оснастить автомобили ДПС терминалами для приема банковских карт, разрешить инспекторам принимать штрафы наличными на месте правонарушения, наконец, как за рубежом, ввести скидки для тех, кто своевременно оплачивает штрафы... Какие-то из этих предложений остались лишь на бумаге, другие внедрены, но чисто формально. Вместо этого служители закона заинтересовались нашими личными данными. Похоже, скоро начнут требовать и ключ от квартиры, где деньги лежат...

Обоюдное хамство

Вряд ли открою большой секрет, сказав, что особо хитрые автомобилисты придумали способ, как избежать наказания за езду по выделенной полосе. Достаточно максимально близко встать за автобусом или троллейбусом, и камера номер уже не видит. Ездить по «выделенкам» – хамство со стороны автолюбителей. Но и появление этих полос иначе как хамством со стороны властей не назовешь. Мировой опыт, конечно, показывает, что эта штука полезная, но нельзя же рисовать выделенные полосы везде, где вздумается! Возможно, «выделенка» актуальна на широченном Ленинградском шоссе, где нет поворотов налево, или на Волоколамке, которая связывает метро «Тушино» с целым микрорайоном «Митино». Но для чего ее нарисовали, например, на Алтуфьевском шоссе или Проспекте Андропова? Ведь эти улицы фактически дублируют действующие ветки метрополитена! Кто в здравом уме сядет в автобус или троллейбус, чтобы проехать от одной до другой станции метро на одной ветке? А на «Алтушке» еще есть и пара поворотов налево... В итоге из прежних двух-трех рядов для движения прямо здесь остается только один. Неудивительно, что автомобилисты, устав стоять в пробке, лезут на «выделенку» стараясь как можно ближе прижаться к автобусу. Так что хамство автолюбителей, это фактически ответ на хамство властей...

Двойное налогообложение

В Москве в очередной раз повышают транспортный налог. Основной аргумент властей – необходимость пополнять городской бюджет на обновление транспортной инфраструктуры. За наш с вами счет. Наверное, можно было бы отнестись к этой мере с пониманием, если бы точно знать, насколько эффективно будут потрачены собранные дополнительные средства. Ведь чаще мы видим примеры расточительства тех самых, собранных на дороги и транспортную инфраструктуру, денег. Ежедневно, чуть ли не повсеместно. Сейчас в Москве зарядил дождь, но он абсолютно не мешает дорожным строителям традиционно класть горячий асфальт прямо в лужи. Понятно, что продержится такое покрытие в лучшем случае до весны.

Другой вопрос: городские парламентарии считают, что все столичные автолюбители больны склерозом? Если нет, то почему мы не услышали никаких объяснений по поводу двойного налогообложения? Ведь совсем недавно федеральные чиновники высшего уровня обещали транспортный налог отменить, заменив его высокими акцизами на топливо. И что мы видим сейчас? Акцизы повысили, а транспортный налог не только не отменили, но и решили снова повысить в самом крупном городе страны. Как говорится, готовый пример для подражания парламентариям других населенных пунктов. А результат, несмотря на новые ставки налога, похоже, останется прежним.

Боль утраты от обстоятельств ДТП не зависит...

На днях на Украине произошла страшная трагедия – в ДТП погибли 14 россиян. Российские власти приняли решение выделить из федерального бюджета родственникам жертв этой аварии по миллиону рублей. Безусловно, людям, потерявшим в страшном ДТП члена семьи, необходима помощь. Безусловно, ее надо оказывать... Но почему наши чиновники делают это лишь в тех случаях, когда речь идет о так называемых “резонансных” авариях со множеством трупов? Ведь на наших дорогах ежегодно гибнет более 26.000 людей, и что-то я не слышал, чтобы их родственникам государство оказывало хоть какую-то материальную помощь. Есть страховка – слава Богу, нету – ну извините... Неужели дело только в количестве погибших?!!! Ведь боль утраты близкого человека вовсе не зависит от обстоятельств аварии...

Мотосезон открыт! В реанимации ждут пациентов...

В Москву наконец-то пришла настоящая весна. Из-за хмурых облаков выглянуло ласковое солнышко, исчезли сугробы и байкеры расчехлили своих “железных коней”. Мотосезон открыт! А вместе с ним, увы, открыт и счет жертвам мотоаварий. В первый по-настоящему весенний уик-энд на столичных дорогах я стал очевидцем трех ДТП с участием мотоциклов и скутеров. Мой знакомый врач-реаниматолог, к которому мы с женой собирались на выходные в гости, подтвердил мои наблюдения: “Извини, сегодня встретиться не получится: мне всю ночь двух байкеров с того света придется вытаскивать”.
Мотоциклистов, конечно, можно понять – весна нынче запоздала, заждались ребята тепла. Вот теперь и наверстывают упущенное: отрываются по полной программе, летая на бешеных скоростях по московским улицам. И немногие из них задумались о техническом состоянии своего мотоцикла, проверили его исправность. Еще меньше – решили восполнить подзабытые за зиму навыки управления двухколесной техникой, потренировавшись на какой-нибудь площадке, перед тем, как выехать на дороги общего пользования. Результат предсказуем: новостные ленты запестрели сообщениям о том, что “водитель мотоцикла попал в ДТП, не справившись с управлением. Пострадавший направлен в реанимацию”. А потому со своим приятелем врачом я, видимо, увижусь еще нескоро...

Мигалки с кощунством

В очередной раз убеждаюсь в неспособности наших чиновников навести порядок со спецсигналами. Не так давно в Москве провели очередной рейд по мигалкам и радостно отрапортовали – десять штук нашли незаконных! Вы представляете, целых десять штук!!! Но дело даже не в количестве. Да, возможно, “гайки закрутили”. А что толку? Особо одаренные давно нашли способ как “мигать” вполне официально и с особым кощунством.
Простой пример. Я обычно выезжаю на работу в одно и то же время. И в одно и то же время, на одном и том же перекрестке появляется одна и та же карета “Скорой помощи” с одним и тем же номером, и, распугивая всех встречных-поперечных, в воем уносится по своим делам. Готов спорит, что она отнюдь не спешит на вызов к тяжелобольному пациенту, а без лишних задержек везет какого-нибудь мелкого олигарха в офис. И весь цинизм в том, что прикрывается он, можно сказать, святым, “Скорой помощью”. Где вы, борцы с незаконными мигалками? Можно ведь проверить, куда спешила эта “Скорая”, были ли вызов. А если был, то какой диагноз у пациента и куда его доставили, в какой он больнице. Но боюсь, что до этого у нас никому нет дела. “Скорая” ведь как никак...

Будем действовать по старинке

Не открою большой тайны, сказав, что большая часть пробок на наших дорогах возникает из-за бескультурья водителей. Классический пример: на загородной трассе из-за светофора скапливается очередь. Что делают особо нетерпеливые водители? Правильно, начинают объезжать всех по обочине, обдавая остальных автомобилистов клубами пыли, и еще больше усугубляя ситуацию, пытаясь вклиниться в поток. Время от времени в таких местах, конечно, появляются автоинспекторы, которые останавливают хамов и выписывают им штраф. Но пока сотрудник ДПС разбирается с двумя-тремя нарушителями, мимо него в клубах пыли проносятся еще десяток - за всеми не уследишь.

Решение, казалось бы очевидно: поставь в таких местах камеры видеофиксации, и желающих прохватить по обочине резко сократится (явный тому пример, камеры, ловящие за превышение скорости -там, где они установлены, все едут согласно ПДД). Увы, в ближайшее время такая перспектива нам не светит - высокое гаишное начальство заявляет, что в первую очередь под прицелом камер окажутся те, что нарушает ПДД, способные привести к тяжелым авариям - превышает скорость, выезжает на "встречку", проносится на красный свет. А езда по обочинам? Да, это плохо, да надо бороться, но как-нибудь потом, попозже. Боюсь только, что произойдет это очень не скоро и мы еще не один год будем глотать пыль, поднимаемую хамами, предпочитающих песчаную обочину асфальтированной дороге.

Впрочем, жители окрестных домов, расположенных у мест, где часто ездят по обочинам, уже нашли выход, пусть и несколько варварский. Раскидали ржавых гвоздей рядом с дорогой, десяток-другой автомобилистов поплатились проколотыми колесами - в следующий раз не поедут. Закончились гвозди? Не проблема - через каждые 15-20 метров на обочине появились огромные булыжники, бревна, пеньки, кучи строительного мусора. Скажете дикость, средневековье? А что им еще остается делать, если из-за клубов пыли они не могут даже окна в домах открыть? Раз наши власти не в состоянии бороться с нарушителями современными методами, будем действовать по старинке.

Наказание должно быть не строгим, а неотвратимым

На днях в Московской области подняли штрафы за мойку машин во дворах и на берегу водоемов, а заодно и за выбрасывание мусора на обочины дорог. И ответственные за сохранность окружающей среды чиновники бодро заявили, что вот теперь-то не будет у нас ни куч мусора вдоль трасс, ни грязных потеков на асфальте от только что помытых автомобилей. Будем карать нарушителей по все строгости!

Вот только что-то слабо верится в такое светлое будущее. Да, высокие штрафы, безусловно, необходимы. Автомобилистов-свиньями надо наказывать, и наказывать серьезно. Но ведь и до принятия повышенных штрафов санкции за подобные действия были не самыми маленькими. Например за выброшенный мусор полагалось 1.000 рублей, а за мытье машины во дворе, на берегу водоема или около гаража – до 2.500. И что? На наших обочинах нет гор пустых бутылок, фантиков и прочего хлама? Или автомобили все моют исключительно на автомойках? Ведь дело не в суровости наказания, а в его неотвратимости. А с этим, увы, большие проблемы. Часто вы видели гаишников или представителей других ведомств, выписывающих штраф, тому кто выбросил из окна автомобиля пустую сигаретную пачку? А тем, кто моет машины, где вздумается? На это обращают внимание лишь в вовремя очередных месячников вроде “Мусор на обочине” или “Нелегальная мойка”. Ну или если кто-то где-то случайно наткнется на нарушителя.

А добиться соблюдения тех или иных законов можно не только банальным увеличением ответственности за их нарушение, а и постоянным, ежедневным, ежечасным контролем за их выполнением. Только тогда наши обочины станут чище, а вода в реках и озерах прозрачнее.

Пешеходы

…В очередной раз убедился в отсутствии у российских пешеходов элементарного инстинкта самосохранения. Буквально полчаса назад чуть не стал свидетелем трагедии на дороге. Из-за припаркованного грузовика на дорогу вышла молодая мамаша, беспечно толкая перед собой коляску со своим ненаглядным чадом – слава Богу, водитель объезжавшей фуру машины успел остановится (не правда ли, знакомая ситуация?) Очнувшись от анабиоза, дамочка начала истерично вопить, не особо стесняясь в выражениях.

Разумеется, столь бурный всплеск эмоций нашел поддержку среди окружающих. “Ах ты гад такой! Чуть на тот свет малыша не отправил! Совсем обнаглели эти водители, ничего святого у них не осталось, даже мать с коляской не пропускают!”

Я попытался встать на защиту автомобилиста, который от пережитого стресса не мог выдавить из себя ни слова. Но мое замечание горе-мамаше, что не стоит так рисковать своей жизнью и жизнью своего ребенка и не худо было бы ей пройти сотню метров до пешеходного перехода, было воспринято как личное оскорбление. “Вон мой подъезд, чего я тут должна круги нарезать?!”

Самое грустное, что эта дамочка так и не осознала, что пару минут назад и она, и ее малыш находились на волосок от смерти. Завтра, послезавтра, послепослезавтра она пойдет на прогулку с коляской тем же маршрутом, и на том же месте может снова оказаться какой-нибудь грузовик, и в этот момент кто-то будет его объезжать... Дай Бог, чтобы у него были исправные тормоза и хорошая реакция!

ПДД

Итак, дождались – уже завтра при движении по круговым развязка, водители, находящиеся на кругу, получают преимущество перед тем, кто въезжает на такой перекресток. Вроде как переняли европейский опыт, но, как обычно водится, с нашими традиционными российскими особенностями. Бьюсь об заклад – новые правила только еще больше запутают автомобилистов. А все почему? Да потому, что круговое движение становится главным лишь на развязках, перед которыми установлены знаки ”Уступи дорогу” или “Движение без остановки запрещено”.
Не спорю, требования дорожных знаков надо соблюдать. Но, скажите честно, кто на них обращает внимание при подъезде к “кругу”. Нам не один десяток лет в автошколах упорно вдалбливали “правило правой руки”, к которому все привыкли.
А тут бац! – смотрите на знаки.
Гораздо логичнее было бы сказать – так мол и так – с такого-то числа на ВСЕХ круговых развязках приоритет получают те, кто двигаются по кругу. И не было бы путаницы, которая, я уверен, вскоре возникнет, конфликтных ситуаций (“Куда, мол, прешь!? Что, знаков не видишь!?).
Конечно, пройдет некоторое время, и мы все привыкнем перед приближением к перекрестку с круговым движением обращать внимание на знаки. Другой вопрос, сколькими разбитыми машинами, а возможно, и покалеченными человеческими судьбами мы за это расплатимся...