“Шерп”: вездеход, которому чужды препятствия

В Восточном Непале, в районе горы Джомолунгма, живет народ, снискавший себе славу незаменимых помощников в восхождениях на горные вершины. Десятилетиями они остаются в тени славы альпинистов, неся на себе тяжелое снаряжение, прокладывая маршруты и разбивая лагеря. Их ценят за выносливость, квалификацию и опыт в восхождениях на очень больших высотах. Неудивительно, что отечественный вездеход-амфибия "Шерп", который едет там, где, казалось бы, ничего не может ехать, назвали именно в честь их.


ЗНАЕТЕ поговорку "Чем круче внедорожник, тем дальше бежать за трактором"? Она никак не выходила из моей головы, пока мы преодолевали на вездеходе одно торфяное болото за другим, настолько глубокие, что олимпийский бассейн кажется лужицей. Какой тут трактор? Вертолет Ми-8, и не один! Но владелец машины с широкой улыбкой на лице уверенно направлял машину туда, где о присутствии человека напоминала лишь заброшенная линия электропередачи.

Бревна, камни, кочки, болота, ямы, озера, холмы... Список того, что без малейшей запинки преодолевают гигантские колеса вездехода, можно продолжать до бесконечности. Бескамерные шины сверхнизкого давления, размером 1.600х600х25, проезжают по абсолютно всему, что выпирает из земли на высоту до метра, а водоизмещение каждого из колес в 850 литров и особый рисунок протектора позволяют вездеходу быть отличным пловцом.

Бегать вокруг таких колес с компрессором было бы ночным кошмаром владельца, если бы не запатентованная технология накачки шин выхлопными газами, управление которой происходит прямо из салона. Все четыре шины надуваются одновременно и всего за 25 секунд.

Конечно, при таких больших колесах ни о каком привычном рулевом управлении и речи быть не может. Управление вездеходом сродни управлению танком. Оно осуществляется при помощи фрикционов, позаимствованных у гусеничного ГАЗ-71, но с дисковым тормозом вместо ленточного. Под ногами водителя две педали – сцепление и газ. А за тормоз и управление отвечают два рычага под рукой. Тянем правый рычаг на себя. и вездеход, замедляя движение двух правых колес, входит в правый поворот. Надо повернуть налево – тянем левый рычаг. Полная остановка – оба рычага на себя. Элементарно.

Элегантная внешность для вездехода важна примерно так же, как для тяжелоатлета балетные пуанты. И несколько несуразный с виду "Шерп", похожий на большого жука, прытко ползущего по дикой местности, тому подтверждение. Кузов из шведской стали, выкрашенный в зеленый цвет, – здесь рабочая поверхность, а не элемент дизайна. Он выдерживает как удары веток с камнями, так и походные сапоги рыбаков, охотников и других путешественников, расхаживающих по нему во время стоянки.


По ровной поверхности вездеход способен развить максимальную скорость 45 км/ч. Хотя надо заметить, что для него ровная поверхность та, на которой самый подготовленный внедорожник будет трясти, как в дробилке для камней. А "Шерп" едет настолько мягко, что можно смело провести операцию на сердце. По заболоченным полям с кочками и бревнами мы двигались со средней скоростью 30 км/ч. Особый эффект динамики создает положение кабины водителя. Можно открыть лобовое стекло, слегка наклониться вперед и наблюдать, как земля проносится под колесами.

Шерп

В недрах вездехода работает дизельная "турбочетверка" объемом 1,5 литра, выдающая скромные 44 силы и 120 Нм крутящего момента, в паре с ней пятиступенчатая механическая коробка. Характеристики мотора не впечатляют, но машине этого вполне достаточно. Тем более что за счет скромного мотора вездеход может похвастать рекордной дальностью хода. В зависимости от условий бездорожья мотор потребляет порядка 2,5 литра солярки в час. Объем основного топливного бака равен 58 литрам. Плюс дополнительно устанавливаются еще четыре конусовидных резервуара по 50 литров прямо в колесные диски. Немного арифметики, и мы получаем более 103 часов непрерывной работы. Хозяин вездехода, только что вернувшийся из похода по Кольскому полуострову, уверяет, что если не обременять себя заботами об экономичности, то машина проходит порядка полутора тысяч километров, но может и больше.

Салон вездехода максимально аскетичный: две скамейки по бокам, вмещающие до шести человек; ящик, ковровое покрытие стен, автономный отопитель и с десяток различных отсеков для хранения всего, что только может пригодиться в дальних походах. Под полом, например, припрятаны консервы.

Во время нашего знакомства с вездеходом мы забрались в такие места, где, кажется, никогда не бывал человек. Девственная природа, никаких следов цивилизации… Сознаться, не верилось, что мы были всего в 75 километрах от… Красной площади. В этом и прелесть "Шерпа", что он, как отличный проводник, способен найти сокровенные места даже там, где, казалось, искать уже нечего.


Михаил ТАТАРИЦКИЙ,
фото Алексея БАРАШКОВА

23 июня, 2016 г.