Автомобильная газета Клаксон
Золотой Клаксон
Автомобильная газета "Клаксон" - подписка на информационные линии сайта
Автомобильная газета "Клаксон"  Instagram
Автомобильная газета "Клаксон" ВКонтакте
Автомобильная газета "Клаксон" на youtube
Автомобильная газета "Клаксон" на twitter
Автомобильная газета "Клаксон" на facebook
Автомобильная газета "Клаксон" COUB
Вход на сайт

Архив газеты

 

Учимся ездить в заносе


Дрифт, или скоростная езда в управляемом заносе, – одна из самых зрелищных дисциплин автоспорта. Недаром соревнования по дрифту собирают полные трибуны в разных странах, и желающих попробовать себя в этом эффектном виде гонок тоже немало. Но если за рубежом к услугам любителей пожечь шины предоставлены специальные автодромы и опытные инструкторы, то в России им до последнего времени приходилось рассчитывать только на свои силы. Однако теперь и у нас появилась возможность пройти курс езды в заносе: не так давно в столице запустили программу подготовки дрифтеров, которая рассчитана как на новичков, так и спортсменов.

ГЛУБОКОЙ осенью сезон серии “RDS” (“Russian Drift Series”) уже закрыт, но над трассой “Тушино Ринг” до первого снега слышны визжание шин и смачные всхлипы перепускных клапанов турбин: тренировки по дрифту здесь проходят регулярно. Новичок, в роли которого я сейчас выступаю, сразу попадает в правильную атмосферу. Кстати, курс езды в заносе, организованный специалистами центра контраварийной подготовки “Мастер Класс”, может пройти любой желающий – были бы водительские права и устойчивые навыки управления машиной с “механикой”. Но инструкторы предупреждают: переоценивать свои умения не стоит, так как дрифт – весьма специфическая дисциплина, требующая особой техники пилотирования, так что даже значительный стаж вождения еще ни о чем не говорит.

  

Андрей Кузьмин, тренер-инструктор центра контраварийной подготовки водителей “Мастер Класс”:

– ЕСЛИ человек приходит на занятие впервые, то на его обучение азам дрифта в зависимости от индивидуальных особенностей уходит обычно 6-8 часов. Это время будет разумно разбить на несколько этапов и в день заниматься не более двух часов, иначе физическая усталость просто не даст закрепиться правильным навыкам. Зато если все сделать грамотно, то к концу этого цикла с уверенностью 99% можно сказать, что человек научится как минимум устойчиво держать машину в скольжении на дуге.
 

  

Собственно, занятия начинаются тоже необычно. Если вы никогда в жизни не сидели за рулем настоящего гоночного автомобиля, то первый шок испытаете, едва открыв водительскую дверь. Для обучения используется переделанное для дрифта 340-сильное купе “Nissan Silvia S15”, своего рода классический образец такой техники. С виду эта бело-оранжевая машина примечательна разве что массивным передним бампером с развитыми воздухозаборниками. Но внутри вас ждет совершенно другой антураж. Протискиваться на водительское место приходится через узкий лаз между трубами каркаса безопасности: сначала заношу в салон одну ногу, затем, сгибаясь в три погибели, опускаю тело в плотные объятия гоночного кресла-ковша, подтягиваю вторую ногу... А дальше остается только пристегнуть себя четырехточечным ремнем, и все. Других регулировок не предусмотрено. Чтобы, к примеру, подобрать посадку низкорослому человеку, надо переставлять кресло в креплениях. Для дрифта это обычное дело: боевая машина строится гонщиком “под себя” с учетом индивидуальных особенностей, ведь чувство дороги для успешного выступления должно быть стопроцентным. Но мне повезло: видимо, передо мной занимался человек схожего роста, так что я сразу устроился нормально и получил команду стартовать.


Против рефлексов


СНАЧАЛА тренер рекомендует просто покататься по трассе в спокойном темпе, чтобы освоиться с органами управления. Точнее, с тем, что от них осталось. Традиционной комбинации приборов у “Silvia” нет – вместо нее простенький тахометр да ЖК-дисплей с панелью сигнальных ламп. На спартанском торпедо отсутствуют привычные переключатели, есть только безымянные стальные тумблеры. К примеру, чтобы завести мотор, надо щелкнуть одним из них вверх и нажать маленькую красную кнопку. Да и вообще здесь много чего нет: обшивки, шумоизоляции, не говоря уже о средствах комфорта... Но самое главное – это торчащий из центрального туннеля вертикальный рычаг гидравлического ручного тормоза. Он здесь именно ручной, а не стояночный, так как не имеет фиксированных положений и служит исключительно для того, чтобы срывать задние колеса в скольжение.

Это и есть один из базовых приемов дрифта, который отрабатывается в первом упражнении – развороте на 180 градусов. Задача такая: надо разогнаться до заданной инструктором скорости, выжать сцепление, слегка повернуть руль, указав машине направление вращения, и коротким импульсным движением дернуть за ручник. Стандартная ошибка в такой ситуации – когда ученик пытается все делать одновременно. На самом деле для точного выполнения маневра необходимо операции проводить предельно быстро и точно, но последовательно. Кроме того, критическое значение имеет выверенное усилие на ручном тормозе. От этого зависит, как поведет себя купе дальше.

...Правую руку моментально возвращаю на баранку и пытаюсь сделать так, чтобы автомобиль сильно не раскачало и он развернулся в узком коридоре, встав носом четко в обратную сторону. Причем газом и особенно ножным тормозом пользоваться нельзя (это нарушит работу ручника, так как он завязан на те же гидромагистрали). Так что навыки скоростного руления на тренажере окажутся очень кстати.

Стало получаться? Тогда переходим к более сложным элементам – проходим 90-градусный вираж в заносе. Сначала, опять же ручником, запускаю “Nissan” в скольжение, а затем стараюсь контролировать машину рулем. Рефлексы протестуют – ведь в большинстве школ безопасной езды учат гасить занос в самом зародыше, вбивая это железное правило в головы подопечных, а здесь, наоборот, надо дать автомобилю определенную свободу. Впрочем, адаптация проходит быстро, и вскоре уже начинаю использовать для провокации заноса педаль газа, тягой срывая колеса в пробуксовку (еще один стандартный прием дрифтеров). Делать это надо резким и коротким нажатием, чтобы двигатель вышел из турбоямы на режим рабочих оборотов и повышенной отдачи. А дальше круг за кругом инструктор заставляет оттачивать движения до автоматизма. Это, поверьте, непросто. Красиво скользить получается редко. То скорость превысил, то угол заноса мал, то слишком велик, то передние колеса пошли “плугом”, что для дрифта неприемлемо.

  

Максим Костючик, участник чемпионата “Russian Drift Series”, обладатель титула “Прорыв года”:

– СУЩЕСТВУЕТ пять основных способов постановки автомобиля в занос. Самые простые – это срыв задних колес при помощи ручного тормоза и путем резкого увеличения подачи топлива. Кроме того, можно использовать такие приемы, как контрсмещение, сброс передачи, когда ведущие колеса блокируются под действием тормозного момента двигателя, а также торможение с разгрузкой задней оси. Но это лишь основы мастерства, с которых следует начинать. Профессиональные пилоты, как правило, имеют свои секреты, так что разновидностей приемов управления на самом деле гораздо больше.
 

  

Кстати, именно по этой причине задние шины, которые постоянно скользят, стачиваются гораздо быстрее передних. К примеру, профессионалы в режиме жесткой тренировки убивают комплект резины за 20 минут. Однако распространенное мнение о том, что на дрифтовый аппарат можно поставить любые, даже самые дешевые покрышки, лишь бы были круглыми, в корне неверно. Действительно, многие из экономии покупают бюджетные шины, но они все равно должны обладать низким профилем, жесткой боковиной и надежной конструкцией. А то бывали случаи, когда безымянная китайская резина вместо того, чтобы равномерно стираться, буквально рассыпалась на куски.

Да и о сцеплении с дорогой забывать не стоит, ведь при силовом скольжении автомобиль держится за асфальт только передними колесами. Это наглядно дает понять еще один этап занятий. Назовем его “бег по кругу”, и мне надо проехать этот круг полностью в заносе. Секрет такой: дистанция разбивается на сектора, каждый из которых является как бы маленьким поворотом. Раз за разом увеличивая их количество у себя в уме, я пытаюсь превратить ломаную траекторию своего движения в один долгий занос. Рулем приходится работать так активно, что отсутствие печки в машине воспринимается как преимущество – иначе с меня бы точно семь потов сошло.


Когда важен накат


ОДНАКО НА реальной дрифтовой трассе односторонних виражей не бывает. Поэтому надо научиться еще и перекладывать автомобиль из одного заноса в другой. Для этого есть упражнение “восьмерка”. Критично в нем именно прохождение точки смены направления скольжения. Замешкался на долю секунды, сделал неточное движение, и вместо четкого дрифта получаешь прогрессирующую раскачку, которая обычно кончается разворотом и вылетом с трассы.

Собственно, базовый курс на этом заканчивается, и это лишь первая ступень к освоению мастерства движения в заносе. После такой программы человек может понять, интересно ли ему вообще заниматься столь необычной дисциплиной автоспорта и надо ли продолжать учебу дальше. Но, поверьте, даже начального знакомства с дрифтом более чем достаточно. Меня переполняют эмоции, руки ноют от постоянной работы с рулем, словно только вышел из спортзала... В таком состоянии водитель способен наделать немало ошибок. Поэтому тренеры рекомендуют ограничиться на первый раз двухчасовым занятием, а через некоторое время повторить его несколько раз для закрепления полученных навыков. И только потом начинается самое интересное – оттачивание навыков на реальной извилистой трассе.

Как раз этот рубеж и отделяет новичков от знатоков дрифта, которые таким образом приобретают “накат”, тоже, кстати, под надзором инструкторов. Ведь в отличие от прочих тренировочных программ занятия по езде в заносе строго индивидуальны. Тренеры говорят, что иначе достичь высоких результатов не удастся, так как порой быстро ехать человеку мешает самая незначительная особенность его стиля пилотирования. Само собой, ее надо вовремя заметить и устранить, а это возможно только при работе тет-а-тет.

И напоследок еще один совет: обязательно воспользуйтесь опцией “дрифт-такси”, чтобы реальный гонщик прокатил вас по трассе на своей боевой машине. После этого вы ясно поймете, что значит езда в заносе на самом деле и что можно вытворять на специально подготовленной технике. В конце концов, другого шанса пронестись боком по асфальту со скоростью близкой к “сотне”, в жизни может и не представиться.

 ТЕХНИКА


ЧТОБЫ успешно участвовать в дрифте, необходимо подготовить специальный автомобиль. Поскольку данная дисциплина зародилась в Японии, классическими машинами для скоростной езды в заносе считаются заднеприводные модели здешних производителей: “Toyota Altezza”, “Nissan Skyline” или “Nissan Silvia S15”, на котором начинающие и проходят обучение в “Мастер Классе”. Купе серьезно доработано. Прежде всего, все органы управления перенесены на привычную нам левую сторону (такие автомобили выпускались только в праворульном исполнении). Двухлитровый двигатель “SR20DET”, оснащенный турбонаддувом, после форсировки выдает примерно 340 л.с. Сцепление и коробка передач стандартные, но в главной передаче ведущей задней оси установлена блокировка дифференциала (обязательная вещь для дрифт-кара). Кузов тотально облегчен за счет удаления всего, что непосредственно не влияет на процесс управления. Спортивная жесткая подвеска с отрицательным углом развала передних колес позволяет повысить стабильность и точность управления в скольжении, а переделанные поворотные кулаки допускают более глубокий угол заноса. Обычный механический ручной тормоз заменен на гидравлический: он надежнее и мощнее.

Во время первых заездов низкий передний бампер снимают во избежание повреждений. Резина в базовый курс
включена, но для последующих тренировок ее придется
покупать самостоятельно
.

Юрий УРЮКОВ,
фото Дмитрия ОТРОСТКОВА


<< содержание номера

 

Комментарии к материалу

Для того чтобы принять участие в обсуждении материалов, необходимо войти на сайт

Оставлять свои комментарии могут только зарегистрированные пользователи

+

Тест-Драйвы: Acura Acura »»

Тест-Драйвы: Alfa Romeo Alfa Romeo »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Aston Martin »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Audi »»

Тест-Драйвы: BentleyBentley »»

Тест-Драйвы: BMWBMW »»

Тест-Драйвы: CadillacCadillac »»

Тест-Драйвы: ChevroletChevrolet »»

Тест-Драйвы: ChryslerChrysler »»

Тест-Драйвы: CitroёnCitroёn »»

Тест-Драйвы: DodgeDodge »»

Тест-Драйвы: FerrariFerrari »»

Тест-Драйвы: FiatFiat »»

Тест-Драйвы: FordFord »»

Тест-Драйвы: HondaHonda »»

Тест-Драйвы: HyundaiHyundai »»

Тест-Драйвы: InfinitiInfiniti »»

Тест-Драйвы: JaguarJaguar »»

Тест-Драйвы: JeepJeep »»

Тест-Драйвы: KiaKia »»

Тест-Драйвы: LamborghiniLamborghini »»

Тест-Драйвы: Land RoverLand Rover »»

Тест-Драйвы:LexusLexus »»

Тест-Драйвы: MaseratiMaserati »»

Тест-Драйвы: MazdaMazda »»

Тест-Драйвы: MercedesMercedes »»

Тест-Драйвы: MINIMINI »»

Тест-Драйвы: MitsubishiMitsubishi »»

Тест-Драйвы: MorganMorgan »»

Тест-Драйвы: NissanNissan »»

Тест-Драйвы: OpelOpel »»

Тест-Драйвы: PeugeotPeugeot »»

Тест-Драйвы: PorschePorsche »»

Тест-Драйвы: RenaultRenault »»

Тест-Драйвы: Rolls-RoyceRolls-Royce »»

Тест-Драйвы: SaabSaab »»

Тест-Драйвы: SeatSeat »»

Тест-Драйвы: ŠkodaŠkoda »»

Тест-Драйвы:  SsangYongSsangYong »»

Тест-Драйвы:  SubaruSubaru »»

Тест-Драйвы:  SuzukiSuzuki »»

Тест-Драйвы:  ToyotaToyota »»

Тест-Драйвы:  VolkswagenVolkswagen »»

Тест-Драйвы:  VolvoVolvo »»

+

Поиск на сайте
»»
Мир на колесах

Погружение в нереальность

Погружение в нереальность

Автомобиль – не роскошь, а средоточие благоденствия в цифровом пространстве. Как, вдохновляет посыл? И всего через три года сказку обещают сделать былью.

читать далее »»

Аккуратно, но сильно

Аккуратно, но сильно

В Fiat Chrysler Automobiles достигли просветления и действительно удачно обновили Jeep Renegade как снаружи, так и глубоко внутри.

читать далее »»

На обочине

Интересный заказ

Интересный заказ

Компания “Ferrari” по заказу одного из наиболее преданных клиентов итальянской марки создала в единственном экземпляре на базе модели 488 GTB уникальный автомобиль с оригинальным кузовом.

читать далее »»