Автомобильная газета Клаксон
Золотой Клаксон
Автомобильная газета "Клаксон" - подписка на информационные линии сайта
Автомобильная газета "Клаксон"  Instagram
Автомобильная газета "Клаксон" ВКонтакте
Автомобильная газета "Клаксон" на youtube
Автомобильная газета "Клаксон" на twitter
Автомобильная газета "Клаксон" на facebook
Автомобильная газета "Клаксон" COUB
Вход на сайт

Архив газеты

 

Юрий Вяземский: предводитель умников


На фоне развлекательных передач и шоу, которыми заполнены телеканалы, приятно и немного странно увидеть программу, которая заставляет думать. И в которой наградой за эрудицию становятся не деньги или автомобиль, а учеба в престижном вузе. Речь – об "Умниках и умницах". Подростки с недетским интеллектом принимают участие в сложнейшем турнире на историческую тему, и победитель становится студентом МГИМО без экзаменов. Наш собеседник – бессменный ведущий этой программы профессор Юрий Вяземский, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО. Историк, писатель, ну и автомобилист, конечно.


За годы существования "Умников и умниц" был хоть один случай, когда победитель отказался от "счастливого билета" в МГИМО?

– Один раз, в самом начале. Это был замечательный юноша Андрей Виноградов. Он хотел участвовать в программе, но в МГИМО поступать не собирался. Он стал историком, знатоком древних языков. Потом у него на канале "Культура" была своя программа, связанная с историей.

Юрий Вяземский – бессменный ведущий “Умников и умниц”.

Бывает так, что вы болеете за кого-то из участников?

– Естественно, бывает, но я …

Не показываете этого?

– Показывать я могу довольно много, а вот подыгрывать не имею права. Стараюсь в себе это давить. Это было бы нечестно. Но болею! Настоящая честная борьба преображает. Я даже за футбол стал болеть, когда увидел игру нашей сборной на "Евро-2008". Хотя российский футбол мне никогда не нравился, как и советский. Я всегда включал телевизор, когда наша сборная уже вылетала – вот после этого начинался красивый футбол. Сейчас же произошла сенсация. Наши показали хорошую зрелищную игру! Вообще сейчас что-то происходит – и в моем любимом хоккее, и в футболе...

– Вернемся к "Умникам". Значит, участники-любимчики у вас были?

– Ну конечно. Теперь они довольно взрослые люди. Однажды один из первых победителей пришел к нам на передачу уже с сыном. Приятный и трогательный момент. Фактически у меня в студии сидел мой телевизионный внук.

­– Ваши собственные дети не участвовали в передаче?

– Нет. И я никогда в жизни их бы не пригласил, потому что им там делать нечего. Думаю, они смогли бы состязаться на равных, но очень недолго, и в итоге почти наверняка проиграли бы. Так же, как и я.

“Управлять лошадью сложнее, чем автомобилем”.

Как вы можете проиграть, если знаете все вопросы заранее?

–Это когда я сам их составляю. Но вот если бы это делал кто-то другой… Я не создан для состязаний и для лотереи. Несколько раз принимал участие в других программах и чувствовал себя достаточно уязвимо. Проигрывал и в команде, и индивидуально. Даже когда занимался спортом, выбирал такие виды, где в основном соревнуешься сам с собой. Например, бег на длинные дистанции, велосипед. Я не люблю состязаться с другими. Не люблю проигрывать. Ни в спорте, ни в играх… В моем роду по отцовской линии были викинги, а они никогда не проигрывали.

“Поддержание физической формы
помогает ясности мыслей”.

– На экране мы видим не просто интеллектуала, а человека отменно воспитанного, деликатного, с прекрасными манерами. Который – такое впечатление – и слов-то матерных никогда не употребляет, если вообще знает об их существовании…

– Не надо делать из меня святого. К мату, между прочим, я отношусь с большим уважением. Просто не употребляю его всуе. Когда в 1971 году в составе студенческого стройотряда поехал на Камчатку, я там оказался самым молодым. Остальные были уже в общем-то далеко не студенты по возрасту. Так вот, однажды я выругался матом, получил замечание от старших товарищей, а потом в течение пятнадцати дней имел возможность прослушать от них краткий курс о том, что из себя представляет русский мат. Выяснилось, что это очень интересный и содержательный язык, которым надо пользоваться очень умело. Когда он употребляется для связи других слов – это на самом деле издевательство над матом. Но есть определенные ситуации, когда свои чувства просто не выразишь иначе, как через мат. Процитировать не берусь…

“Предпочитаю состязаться сам с собой. Не люблю командную борьбу”.

– А вы процитируйте. Мы поставим многоточия.

– Например, некоторые анекдоты совершенно невозможно передать без мата. Вся соль пропадет. Один летчик рассказывает другому, как поднимается в воздух самолет с вертикальным взлетом: "Понимаешь, сначала ни х…, потом – х…як и на х…!" Короткий, но гениальный анекдот! Как можно его адаптировать?

А за рулем вы ведете себя...

– Я интеллектуальный хам. Это относится и к манере вождения. Я нарушаю правила с расчетом. Быть вежливым за рулем у нас иногда просто опасно. Из-за тебя могут убить человека. Например, если ты едешь в правом ряду и видишь, что старушка хочет перейти дорогу, останавливаться нельзя! Ты ее пропустишь, а на следующей полосе задавят. Так что лучше всеми возможными способами просигналить: бабуля, стой!

– А если сталкиваетесь с откровенным хамством других водителей, можете постоять за себя? Пустить в ход кулаки?

– Кулаками махать не люблю. Сила не в них. Я вообще никогда не любил драться. И, наверное, не умел. Хотя напугать мог и троих.

Были случаи?

–Были. Помимо драки есть масса других способов. Как у примитивных животных, которые менее агрессивны в жизни, чем человек. Например, они угрожающе надуваются. Или демонстрируют "боевую" окраску… Иногда достаточно выпучить глаза или изобразить что-то зверское на лице. Совсем не обязательно бить. Однажды трое мужчин приставали к женщине. Я просто подошел и очень эмоционально стал рассказывать, что я сейчас буду с ними делать. Подействовало!

У моего товарища, боксера, как-то раз приключился конфликт с двумя другими "товарищами". И он… вынул изо рта вставную челюсть и положил в карман. На задиристых джентльменов этот жест произвел такое впечатление, что они сразу пошли на попятную: "Ну что ты, мужик, ладно, ладно…" Так что кулаки не всегда решают спор. И вообще всегда можно договориться. Со всеми.

Кот Бегемот (он же Людовик) – главный помощник в сочинении романа о Понтии Пилате.

– Некоторые россияне, поездив за рулем в другой стране, потом заново привыкают к нашим дорогам. Вы тоже?

– Я тоже. Водить машину в России – тяжкое испытание, особенно когда возвращаешься из-за границы. Вообще перестаешь понимать, как здесь люди ездят. Почему, например, они едут в левом ряду со скоростью 60 км/ч, а правый ряд приспособили для быстрой езды? Англия какая-то! Для меня остается загадкой, почему наши люди не уступают друг другу дорогу и, скажем, на перекрестке обязательно пытаются влезть перед тобой. Честно говоря, в такие моменты я сам зверею – способен, в свою очередь, перекрыть проезд и заставить их ждать, пока не погаснет светофор.

– А чем так хорошо вождение за границей?

–Да об этом кто только уже не рассказывал.Ограничусь одним простым примером. Однажды я ехал вдоль Женевского озера. Вижу, по тротуару идет парочка. Обнимаются и целуются. Доходят до "зебры" и… не глядя на машины, продолжая целоваться, выходят на проезжую часть. Прямо мне под колеса. Я бью по тормозам и внутренне сжимаюсь. Не от того, что рисковал сбить парочку, – скорость была маленькой. Но был уверен, что сейчас меня обязательно ударят сзади. Слишком резкое торможение. Но, к моему удивлению, никто в меня не врезался. Все, кто ехал сзади, уже давно остановились. В отличие от меня, привыкшего к совершенно иным порядкам на российских дорогах. А у них переход – дело святое.

– Вы по нынешним меркам сели за руль довольно поздно. Почему? До сорока семи лет я принципиально не признавал автомобиль. Ездил только на велосипеде. Даже когда отправлялись на дачу (а это за Икшей, километров 60 от Москвы), они ехали час на машине, а я три – крутил педали. Но для меня это совсем не страшно. Я был одержим велосипедом. Даже по Золотому кольцу ездил, и в Ленинград, и по Прибалтике.

Но потом все же супруга заставила сесть за руль. Я очень быстро освоил управление автомобилем… когда он едет вперед. Но вот что касается парковки, мучаюсь до сих пор.

С теплотой вспоминаю старенькиt "Жигули", на которых учился ездить. Потому что каждое утро, подходя к автомобилю, я никогда не знал – поедет он или нет? С иномаркой таких переживаний не испытаешь. Подошел, сел, вставил ключ и поехал. Конечно, так и должно быть. Но нет ощущения чуда, что она завелась! У меня был один случай. Как-то был на пресс-конференции в Троице-Сергиевой лавре. Надо было уезжать, но машина не захотела – решила не заводиться. Я вышел – как положено, попинал колесо. Все равно не завелась. Тут подошел какой-то монах. Заглянул под капот, но, разумеется, как и я, ничего не понял. Я, надо сказать, по этой части даже не идиот, скорее кретин. У меня абсолютный автомобильный кретинизм. Моих знаний хватает только для того, чтобы залить жидкость для омывания стекол... Потом монах предложил: "А давайте я молитву прочту!" Прочел – и машина завелась! Вот это чудо.

В путешествиях Юрий всегда берет автомобиль напрокат.

– Ну, не всем же быть технарями. Зато вы член Союза писателей СССР, исторические книги пишете, так сказать, погружаетесь в глубину веков. Трудно возвращаться в сегодняшний день?

– Вы меня достали из первого века нашей эры. Я сейчас пишу роман о Понтии Пилате, второй уже.

– Не боитесь? Если вспомнить судьбу Мастера из булгаковского романа…

– Не боюсь. Хотя… немного побаивался. Когда закончил писать первый роман, у меня обнаружился сильный кашель. В клинике поставили диагноз – рак легкого. Впрочем, сказали медики, ничего страшного – удалят половину легкого, вот и все. Я поехал в другую клинику. Там выяснили, что у меня не рак, а просто сильный абсцесс. То есть – наконец отвечаю на ваш вопрос – я понял, что мне сверху подают знак. Не красный свет. Скорее – "Пиши дальше!".

– И все-таки как вы себя ощущаете, когда возвращаетесь в наше время?

– Сам не возвращаюсь. Жене приходится щелкать перед глазами: Юра, вернись! Юра, ты сидишь на кухне, сейчас вечер, мы в Москве, я твоя жена Таня, сейчас ХХI век. И ты не Пилат! Посмотри на меня! И я возвращаюсь. Но на очень короткое время.

Беседу вел Андрей ВАРТИКОВ,
фото Натальи ЛОГИНОВОЙ
из архива Юрия ВЯЗЕМСКОГО


<< содержание номера

 

Комментарии к материалу

Для того чтобы принять участие в обсуждении материалов, необходимо войти на сайт

Оставлять свои комментарии могут только зарегистрированные пользователи

+

Тест-Драйвы: Acura Acura »»

Тест-Драйвы: Alfa Romeo Alfa Romeo »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Aston Martin »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Audi »»

Тест-Драйвы: BentleyBentley »»

Тест-Драйвы: BMWBMW »»

Тест-Драйвы: CadillacCadillac »»

Тест-Драйвы: ChevroletChevrolet »»

Тест-Драйвы: ChryslerChrysler »»

Тест-Драйвы: CitroёnCitroёn »»

Тест-Драйвы: DodgeDodge »»

Тест-Драйвы: FerrariFerrari »»

Тест-Драйвы: FiatFiat »»

Тест-Драйвы: FordFord »»

Тест-Драйвы: HondaHonda »»

Тест-Драйвы: HyundaiHyundai »»

Тест-Драйвы: InfinitiInfiniti »»

Тест-Драйвы: JaguarJaguar »»

Тест-Драйвы: JeepJeep »»

Тест-Драйвы: KiaKia »»

Тест-Драйвы: LamborghiniLamborghini »»

Тест-Драйвы: Land RoverLand Rover »»

Тест-Драйвы:LexusLexus »»

Тест-Драйвы: MaseratiMaserati »»

Тест-Драйвы: MazdaMazda »»

Тест-Драйвы: MercedesMercedes »»

Тест-Драйвы: MINIMINI »»

Тест-Драйвы: MitsubishiMitsubishi »»

Тест-Драйвы: MorganMorgan »»

Тест-Драйвы: NissanNissan »»

Тест-Драйвы: OpelOpel »»

Тест-Драйвы: PeugeotPeugeot »»

Тест-Драйвы: PorschePorsche »»

Тест-Драйвы: RenaultRenault »»

Тест-Драйвы: Rolls-RoyceRolls-Royce »»

Тест-Драйвы: SaabSaab »»

Тест-Драйвы: SeatSeat »»

Тест-Драйвы: ŠkodaŠkoda »»

Тест-Драйвы:  SsangYongSsangYong »»

Тест-Драйвы:  SubaruSubaru »»

Тест-Драйвы:  SuzukiSuzuki »»

Тест-Драйвы:  ToyotaToyota »»

Тест-Драйвы:  VolkswagenVolkswagen »»

Тест-Драйвы:  VolvoVolvo »»

+

Поиск на сайте
»»
Мир на колесах

Пара месяцев ожидания

Пара месяцев ожидания

До конца 2018 года модельную линейку “Škoda” пополнит принципиально новый компактный автомобиль.

читать далее »»

Тише едешь…

Тише едешь…

Электромобили как транспортное средство – что жизнь с приличными соседями: никакие посторонние шумы не нарушают покой. Но на улице беззвучная работа мотора становится проблемой для слабовидящих пешеходов. Инженеры “Jaguar” придумали, как побороть это...

читать далее »»

На обочине

Полный занос

Полный занос

Чемпион мира по дрифту американец Вон Гиттин-младший первым в истории проехал Северную петлю Нюрбургринга в управляемом заносе.

читать далее »»