Автомобильная газета Клаксон
Золотой Клаксон
Автомобильная газета "Клаксон" - подписка на информационные линии сайта
Автомобильная газета "Клаксон"  Instagram
Автомобильная газета "Клаксон" ВКонтакте
Автомобильная газета "Клаксон" на youtube
Автомобильная газета "Клаксон" на twitter
Автомобильная газета "Клаксон" на facebook
Автомобильная газета "Клаксон" COUB
Вход на сайт

Архив газеты

 

Новые владельцы “Ф1” столкнулись с критикой со стороны команд и организаторов гонок


Проверка на прочность

Компания “Liberty Media”, под контроль которой “Формула-1” перешла в 2016 году, никак не может избавиться от наследия бывшего управляющего чемпионатом Берни Экклстоуна. Теперь с открытой критикой курса владельцев серии выступили организаторы гонок.


Устроителям этапов “Ф1”, похоже, не очень нравится идея “Liberty Media” о расширении календаря чемпионата. Едва американская компания выкупила контрольный пакет акций, новые руководители серии заговорили о том, что количество гонок необходимо увеличить. Одна из целей – организовать еще один этап в США, и ближе всего к реализации этой идеи “Liberty” подобралась в Майами. Переговоры об организации Гран-при ведутся уже давно, но пока не увенчались успехом. Впрочем, сами по себе они уже стали предметом для конфликта между владельцами серии и многими организаторами других гонок.


> В Великобритании, где базируется большинство команд, гонки чемпионата показывает только платный канал.


Предполагается, что “Liberty” готова предложить устроителям этапа в Майами уникальные для “Ф1” условия. Сейчас промоутеры Гран-при платят фиксированные отчисления по нескольку десятков миллионов долларов ежегодно – это устоявшаяся практика в чемпионате мира и один из оплотов финансового благополучия серии. Однако в “Liberty” подумывают изменить существующую модель, и один из новых вариантов может быть опробован как раз в Майами. Предполагается, что организаторы гонки могут получить контракт, по которому не будут платить “Формуле-1” фиксированную сумму, а вместо этого поделятся заработанными средствами по итогам проведения Гран-при – до сих пор беспрецедентная для “Больших призов” методика.


Падение рейтингов

Даже несмотря на то, что соглашение с Майами пока не подписано, сам факт переговоров уже вызывал недовольство устроителей других этапов. В конце января ассоциация промоутеров этапов “Ф1” выпустила официальное заявление с открытой критикой в адрес “Liberty Media”. В нем были выделены три главные проблемы чемпионата. Помимо обеспокоенности поиском “альтернативных бизнес-моделей”, как в случае с Майами, организаторы гонок недовольны тем, что “Ф1” постепенно уходит с бесплатных вещательных площадок. Аудитория серии постепенно сокращается из-за того, что болельщики вынуждены платить за просмотр трансляций – в особенности на традиционно сильных для “Ф1” рынках. Для примера, в Великобритании, где базируется большинство команд, гонки чемпионата показывает только платный канал “Sky Sports”. Это неизбежно ведет к падению зрительского интереса, поскольку широкой публике трансляции недоступны. Как следствие, это несет в себе потенциальную угрозу для устроителей гонок, поскольку им банально становится сложнее продавать билеты непосредственно на Гран-при.


  Берни Экклстоун сделал “Формулу-1” популярной, но в последние годы руководства пытался
  лишь извлечь из этой популярности максимальную выгоду.

 

Неудивительно, что главным критиком политики “Liberty Media” выступает глава компании-промоутера “Гран-при Великобритании” Стюарт Прингл. Он по совместительству является и председателем FOPA, публичное заявление которой в адрес владельцев серии было написано от лица организаторов 16 гонок чемпионата. Контракт на проведение гонки в Сильверстоуне истекает в следующем году, и все идет к тому, что “Ф1” впервые за всю историю проведения чемпионата останется без этапа в Англии. Одновременно подходят к концу и контракты с организаторами гонок в Италии, Испании и Германии – то есть на традиционно самых сильных рынках “Ф1”. “У “Liberty” непоследовательные идеи, – пояснил Прингл позицию FOPA. – До сих пор мы все вели себя послушно и тихо. Но теперь у нас возникли серьезные опасения по поводу будущего спорта под руководством тех, кто им сейчас управляет. Майами, похоже, получит бесплатный контракт. Для других это не очень хорошо, в особенности для парней в Остине, которые прилагают все усилия, чтобы проводить гонку. И если это будет продолжаться, в “Формуле 1” будут проходить на трассах второго сорта, если вообще будут”.


В рядах согласия нет

Впрочем, с критикой FOPA тоже не все так просто. Ассоциация включает в себя не всех организаторов гонок, то есть ее позицию разделяют далеко не все промоутеры. Больше того, и среди ее членов не все согласны с тем, что политику “Liberty Media” стоило критиковать публично. В частности, организаторы “Гран-при Мексики”, даже несмотря на членство в FOPA, выпустили собственное заявление, в котором подчеркнули, что претензий к владельцам серии не имеют – даже при том, что их собственный контракт истекает в 2019 году. Спустя несколько дней после публикации заявления соглашение на проведение гонки продлили в Азербайджане. То есть говорить о том, что “Ф1” вскоре негде будет проводить гонки из-за разногласий с владельцами трасс, пока еще очень рано.


  Автодром в Сильверстоуне, где состоялась первая в истории чемпионатов мира гонка “Ф1”
  в 1950 году, может выпасть из календаря в следующем сезоне.

 

Очевидно лишь, что действующим положением вещей особенно недовольны те промоутеры, которые организуют гонки без государственной поддержки. Показательно, что от критики “Liberty” воздержались в основном те, чьи Гран-при проводятся либо за счет, либо при поддержке правительств стран. Среди них организаторы гонок в России, на Ближнем Востоке и той же Мексике – для большинства из них этапы “Ф1” являются имиджевыми проектами, и именно они платят владельцам чемпионата наибольшие суммы. Подобные проекты в большинстве своем убыточны. Тем же, кто пытается организовывать Гран-при на частные средства, все сложнее находить деньги на “Формулу-1”.

В любом случае, даже если в рядах промоутеров этапов нет согласия, заявление FOPA стало очередным катализатором для продолжения дискуссии о выбранном “Liberty” курсе развития серии, и к ней активно подключились команды чемпионата. У которых к новым владельцам чемпионата есть собственные вопросы.


“Формула 2021”

Главное испытание ждет “Liberty” в ближайшие пару лет. У “Формулы-1” истекают контракты не только с этапами, но и с командами – и удержать их тоже непросто. “Большие призы” в последние годы окончательно превратились из спорта в маркетинговую площадку. Ситуация здесь даже хуже, чем с гонками: в “Ф1” почти не осталось полностью частных гоночных коллективов, а все выступающие в серии команды поддерживаются сторонними инвесторами, для которых гонки являются либо увлечением, либо инструментом продвижения бренда. “Mercedes”, “Renault”, “Ferrari” и “Alfa Romeo” поддерживаются автопроизводителями, у “McLaren” есть щедрые спонсоры Ближнего Востока, “Racing Point” и “Haas” содержат миллиардеры из Северной Америки, а “Red Bull” продвигает в “Ф1” собственную продукцию, содержа две команды. Единственной полностью частной осталась лишь “Williams” – и она в прошлом году заняла последнее место в Кубке конструкторов.


  Новый глава “Ф1” Чейз Кэри в непростом положении: ему нужно исправлять ошибки прежнего
  руководства, отбиваясь при этом от критиков.

 

Команды “Ф1” – это уже не гоночные коллективы, для которых выступления в чемпионате являются основой бизнеса, а потому удержать их в чемпионате сложнее. Особенно если речь идет о крупных концернах – включая “Red Bull”. Именно с этим, кажется, связано то, что “Liberty” столь осторожно подходит к планированию будущего. Соглашения с командами истекают в 2021 году. Тогда же, согласно замыслам руководителей серии, в силу должен вступить новый регламент. Работа над ним – самая ответственная задача “Liberty” на ближайшее время.


> В теории спасти “Ф1” должен так называемый потолок расходов.


Задумок много. В прошлом сентябре руководители чемпионата опубликовали эскизы того, какими могут стать машины серии. Если осуществить задуманное удастся, “Формула-1” станет чем-то похожа на “Звездные войны”. Но красивая картинка – лишь полдела. Куда важнее, что в “Liberty” будут делать с экономической моделью. Поскольку команды в чемпионате уже давно живут не по средствам, руководители серии решили ограничить бюджеты. Сейчас, если упростить, в “Формуле-1” побеждают самые богатые: три топ-команды с наибольшими бюджетами практически недосягаемы для остальных, и долго в подобных реалиях серия существовать не может. Так глава “Haas” Гюнтер Штайнер, команда которого закончила предыдущий сезон на пятом месте, категорично заявил: если в 2021 году у остальных коллективов опять не будет шансов побороться даже за подиум, то оставаться в серии он не видит смысла.


  Осенью прошлого года руководство “Формулы-1” представило собственное видение того,
  как должны выглядеть машины чемпионата.

 

В теории спасти “Ф1” должен так называемый потолок расходов. Командам могут просто запретить тратить больше определенной суммы в год – на данный момент, по слухам, в “Liberty” склоняются к варианту с границей в 150 млн евро на сезон. Но осуществить контроль за расходами на практике будет непросто – у тех же производителей есть теоретическая возможность делегировать часть разработок сторонним отделам, которые могут быть напрямую и не связаны с командами в “Формуле-1”. Многие опасаются, что с введением потолка затрат разрыв между коллективами станет только больше.


Деньги или будущее

Если оценивать ситуацию глобально, то “Liberty” всего-навсего осталось преодолеть наследие, оставленное Берни Экклстоуном. Это при нем организаторы гонок соглашались заключать контракты, по которым ежегодно перечисляли “Формуле-1” все большие суммы. Это при нем “Ф1” отправилась покорять Азию и Ближний Восток, где при поддержке правительств организаторы гонок готовы были платить в разы больше, чем в Европе. Это он окончательно превратил главную серию планеты в бизнес, где нет места обычным гоночным коллективам. Это он постепенно увел “Ф1” с общедоступных каналов на платные – с целью заработать еще больше.


  Так, по мнению одного из дизайнеров, работавших над новым имиджем “Ф1”,
  должны выглядеть машины серии в 2021 году.

 

У “Liberty” есть два пути: либо продолжить монетизировать славное прошлое “Формулы-1”, либо попытаться сделать задел на будущее. Но этого, кажется, невозможно добиться, не пойдя на уступки организаторам гонок и не пожертвовав прибылью от контрактов с платными телеканалами.

Олег КАРПОВ,
фото команд и организаторов


<< содержание номера

 

Комментарии к материалу

Для того чтобы принять участие в обсуждении материалов, необходимо войти на сайт

Оставлять свои комментарии могут только зарегистрированные пользователи

+

Тест-Драйвы: Acura Acura »»

Тест-Драйвы: Alfa Romeo Alfa Romeo »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Aston Martin »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Audi »»

Тест-Драйвы: BentleyBentley »»

Тест-Драйвы: BMWBMW »»

Тест-Драйвы: CadillacCadillac »»

Тест-Драйвы: ChevroletChevrolet »»

Тест-Драйвы: ChryslerChrysler »»

Тест-Драйвы: CitroёnCitroёn »»

Тест-Драйвы: DodgeDodge »»

Тест-Драйвы: FerrariFerrari »»

Тест-Драйвы: FiatFiat »»

Тест-Драйвы: FordFord »»

Тест-Драйвы: HondaHonda »»

Тест-Драйвы: HyundaiHyundai »»

Тест-Драйвы: InfinitiInfiniti »»

Тест-Драйвы: JaguarJaguar »»

Тест-Драйвы: JeepJeep »»

Тест-Драйвы: KiaKia »»

Тест-Драйвы: LamborghiniLamborghini »»

Тест-Драйвы: Land RoverLand Rover »»

Тест-Драйвы:LexusLexus »»

Тест-Драйвы: MaseratiMaserati »»

Тест-Драйвы: MazdaMazda »»

Тест-Драйвы: MercedesMercedes »»

Тест-Драйвы: MINIMINI »»

Тест-Драйвы: MitsubishiMitsubishi »»

Тест-Драйвы: MorganMorgan »»

Тест-Драйвы: NissanNissan »»

Тест-Драйвы: OpelOpel »»

Тест-Драйвы: PeugeotPeugeot »»

Тест-Драйвы: PorschePorsche »»

Тест-Драйвы: RenaultRenault »»

Тест-Драйвы: Rolls-RoyceRolls-Royce »»

Тест-Драйвы: SaabSaab »»

Тест-Драйвы: SeatSeat »»

Тест-Драйвы: ŠkodaŠkoda »»

Тест-Драйвы:  SsangYongSsangYong »»

Тест-Драйвы:  SubaruSubaru »»

Тест-Драйвы:  SuzukiSuzuki »»

Тест-Драйвы:  ToyotaToyota »»

Тест-Драйвы:  VolkswagenVolkswagen »»

Тест-Драйвы:  VolvoVolvo »»

+

Поиск на сайте
»»
Мир на колесах

И так покатит

И так покатит

Вероятность попадания мяча для гольфа в лунку с одного удара у среднего игрока составляет 1 к 46 000. Nissan даже новичку гарантирует соотношение один к одному. Трепещи, Тайгер Вудс: производство чемпионов поставлено на конвейер.  

читать далее »»

Милая миля

Милая миля

Содержимое багажника наших автомобилей неминуемо изменится вместе с внедрением новых технологий и силовых установок. "Докатка", запасная канистра и трос уступят место чему-то более элегантному. Например, электрическому скутеру.

читать далее »»

Принц не нищим

Принц не нищим

Infiniti, Lexus, Acura - модели этих марок прочно ассоциируются с "премиумом" из страны восходящего солнца. Но подлинная история японской автомобильной роскоши началась с "Принца"

читать далее »»

Бал первого издания

Бал первого издания

На устроенный Элтоном Джоном бал гости съезжались и разъезжались на разных автомобилях. Но один уехал на эксклюзивной модели Bentley за 700 тысяч евро.

читать далее »»