Автомобильная газета Клаксон
Золотой Клаксон
Автомобильная газета "Клаксон" - подписка на информационные линии сайта
Автомобильная газета "Клаксон"  Instagram
Автомобильная газета "Клаксон" ВКонтакте
Автомобильная газета "Клаксон" на youtube
Автомобильная газета "Клаксон" на twitter
Автомобильная газета "Клаксон" на facebook
Автомобильная газета "Клаксон" COUB
Вход на сайт

Архив газеты

 

Пронзающая стрела. “Pierce-Arrow” – автомобиль для миллионеров


Америка всегда лидировала по количеству миллионеров, для которых были рады стараться и производители автомобилей. Такие как “Pierce-Arrow Motor Car Company”. Один из выпущенных компанией автомобилей сохранился до наших дней и даже спустя восемьдесят с лишним лет чувствует себя свободно в современном потоке машин.

Огромный и статный “Пирс-Эрроу” смотрел на меня своими широко расставленными глазами-фарами словно в предвкушении долгожданной поездки. На пробке радиатора, преклонив колено, куда-то вдаль метился стрелой лучник, и при взгляде на него в профиль казалось, что он не стоит, а летит. У фигурки, к слову, есть имя собственное – “Tireur d’Arc”, или “натягивающий тетиву”.

В профиль лучше смотрится и сам “Пирс-Эрроу” – пять с половиной метров от бампера до бампера, мощные колеса с деревянными спицами, здоровенный чемодан на багажной решетке. Год выпуска – 1930-й, тип кузова – пятиместный седан. Представитель “золотого века” исчезнувшей марки, существовавшей в Америке с 1901 по 1938 год.


Восемь в ряд

Знакомство с автомобилем мне захотелось начать с подкапотного пространства. Вот она – знаменитая рядная “восьмерка” мощностью 125 л.с. и объемом шесть литров, спрятанная под неимоверно вытянутой передней частью длиной чуть ли не в полмашины. Размер капота в те времена считался одним из признаков мощного и престижного автомобиля. Некоторые производители пускали пыль в глаза – помещали под длиннющий “клюв” маленький скромный моторчик. “Пирс-Эрроу” честен до миллиметра: его огромная “восьмерка” с трудом втиснулась между радиатором и моторным щитом. В подкапотном пространстве все помещено очень красиво – так расставляют посуду за стеклом в серванте: красный цилиндрический бачок масляного фильтра, черный раструб клаксона, медные масленки и хромированные крышки заливных горловин, белые цоколи свечей зажигания – восемь в ряд, длинная латунная трубка для высоковольтных проводов, эбонитовый корпус трамблера фирмы “Delco-Remy”. Выглядит это настолько “вкусно”, что хочется все потрогать, ну а любоваться такой скрытой от глаз технической красотой можно бесконечно.

Фирменный тройной задний фонарь появился на автомобилях “Pierce-Arrow”
еще в середине 20-х, и только в 1934 году от него отказались в пользу светотехники,
интегрированной в задние крылья. Дополнительные стоп-сигналы установлены позже
в соответствии с требованиями безопасности.

За рулем огромной машины удивительно свободно и уютно, как на диване в гостиной. По приборной панели рассыпаны рычажки, кнопки и шкалы различных указателей – скорости, пройденного пути, температуры воды в радиаторе, давления масла, силы тока, уровня бензина. Спидометр – барабанного типа, где вместо привычной стрелки в окошке крутится диск с циферблатом. Но даже этот диск у “Пирс-Эрроу” особенный: циферблат сделан с небольшим наклоном – так, чтобы взгляд шофера падал на него перпендикулярно, а не под углом, как на других без наклона. Замечаю для себя, что в дороге следить за таким спидометром намного легче.

Сама панель стальная, но окрашена “под дерево”, а вот отделка салона из натурального дерева. Оно и тогда было принадлежностью дорогих автомобилей. Обивка выполнена из неброской серой ткани с фактурой в тонкую полосочку – тоже признак роскоши тех лет, ведь почитаемую нынче кожу тогда считали плебейством и обивали ею сиденье для наемного шофера.

Над ногами переднего пассажира разместился отопитель – в те годы он входил в число дополнительных опций. Кондиционера нет: в 1930 году это устройство еще не внедрили в автомобиль, зато на выбор есть целая система вентиляции. Покрутив ручку вверху, можно приоткрыть лобовое стекло. В передних дверях установлены форточки, регулирующие поток воздуха в салон. Спереди есть небольшие лючки, вентилирующие пространство в ногах, так что для регулирования притока воздуха устройств достаточно.

Приборы расположены в центре – классическое решение 20-х годов. При поездке
в темное время суток их шкалы подсвечиваются двумя плафонами. Сама панель – стальная,
но окрашена “под дерево”. Сверху – фирменная надпись “Pierce”, нанесенная эмалью
по металлу, а стрела еще и инкрустирована камнями красного цвета.

На заднем диване еще комфортабельнее: поручни из плетеного шнура, шторки на окнах, пепельницы с прикуривателем, плафоны освещения, подлокотники с удобным для руки изгибом. Мест в машине всего пять, дополнительных сидений нет, и пассажиры сзади могут вольготно вытянуть ноги без всяких стеснений.


Для избранных

Начать поездку надо с целого ритуала: отпереть ключом рулевую колонку, включить зажигание маленьким рычажком и нажать ногой на педаль стартера. Мотор просыпается не сразу: поначалу он потягивается, нехотя вертит коленвалом и шевелит поршнями, но через мгновение встряхивается и тут же начинает басить всеми восемью цилиндрами. О, этот божественный звук нижнеклапанного двигателя, незнакомый нынешним автовладельцам, привыкшим к тому, что “горшки” укладывают под капот в два ряда, а клапаны бывают только сверху!

Пока греется мотор, заглянем в историю. Джордж Норман Пирс начинал компаньоном в небольшой компании, делавшей холодильники, ванны и даже золоченые клетки для птиц. Затем он основал собственный бизнес, начал выпускать велосипеды, а потом и автомобили. В начале ХХ века примером для подражания был Генри Форд, сколотивший капитал на массовых и дешевых машинах, но Пирс пошел по другому пути. Одним из первых он поместил под капот мотор с шестью цилиндрами и стал делать кузова из алюминиевых панелей. Роскошная отделка автомобилей марки “Pierce” не оставляла желать лучшего. Модель с громким названием “The Great Arrow” стоила дороже всех – $7.750. Для сравнения: самый дешевый вариант “Ford Model T” можно было купить за $825, причем Форд с каждым годом цены снижал, а вот Пирс, наоборот, повышал.

Поражает, как изящно сделана такая мелочь, как пепельница, – она напоминает
резную шкатулку из красного дерева.

В 1908 году появилась марка “Pierce-Arrow”: к фамилии отца-основателя присоединили название самой лучшей модели. Сочетание можно назвать удачным – глагол pierce переводится как “прон-зать”, а слово arrow означает “стрела”. Компания не скупилась на рекламу, и стоит открыть любой американский журнал тех лет, как взгляд сам упадет на красочный постер с “Pierce-Arrow”. Престиж марки поднялся на небывалую высоту в 1909 году, когда для президента США Уильяма Говарда Тафта заказали четыре автомобиля, и среди них – два “Pierce-Arrow”. Это были первые автомобили в гараже Белого дома, где марка прописалась надолго: последний заказ поступил в 1935 году от администрации президента Франклина Делано Рузвельта. Список обладателей “Pierce-Arrow” – сплошь конгрессмены, министры, губернаторы, банкиры, филантропы, председатели совета директоров крупнейших компаний и так далее. В 20-е годы в узкий круг владельцев “Pierce-Arrow” входили знаменитости мирового масштаба: первый долларовый миллиардер в истории человечества Джон Рокфеллер, один из двух братьев – пионеров авиации Орвилл Райт, великий комик немого кино Чарли Чаплин, композитор и пианист Сергей Рахманинов.


Поворотные моменты

Прогревшись, “Пирс-Эрроу” готов показать всю силу и быстроту – таким автомобилям любой дороги мало. С места он тронулся, как поезд от перрона, – плавно, словно не поехал, а поплыл. Педаль сцепления оказалась совсем не тугой, как ожидалось, но и ее мягкость не так проста. Честный в миллиметрах длины капота, “Пирс-Эрроу” и от водителя требует того же. Сцепление срабатывает только при полном нажатии педали до упора, а ведь ее ход совсем не маленький. Стоит не дожать какие-то миллиметры, как коробка напоминает о себе скрежетом из-под пола. Рычаг переключения передач – длинный стержень с круглым пласт-массовым набалдашником, и орудовать им легко и просто: передачи включаются четко, без присущей машинам тех лет расхлябанности.

Для удобства посадки в ночное время предусмотрен
небольшой круглый фонарь, освещающий подножку.
Шторы, закрывающие стекла дверей, закреплены
в салоне под потолком.

Переключение, конечно же, с двойным выжимом сцепления и промежуточной нейтралью – закон всех автомобилей того времени. Приноровившись к процессу, разгоняю “Пирс-Эрроу” резво и даже с каким-то азартом – такой динамикой могут похвастать немногие его современники.

На улицах Северного Тушино, где мы устроили поездку, “Пирс-Эрроу” смотрится весьма экстравагант-но. Народ вовсю глазеет на пришельца из прошлого, но за рулем возраст машины не ощущается совсем. Мощный мотор позволяет на равных ехать в потоке, а не тормозить его своим черепашьим ходом. Механические тормоза срабатывают удивительно четко и быстро. В поворотах высокий “Пирс-Эрроу” кренится едва-едва – автомобиль проходит их величественно, почти не качая боками. Такой процесс достоин подробного описания: от поворота руля сначала в сторону уходит стрелок на пробке радиатора, потом заворачивает длиннющий капот, за ним – водитель, а после и весь автомобиль с прицепленным сзади чемоданом. Все, руль теперь можно выровнять. Из современных машин такое же “чувство поворота” могут подарить разве что “Mercedes-Benz”, “Rolls-Royce” или “Bentley” – марки, традиционно сохраняющие свои символы на капоте.

Редкий сам по себе, “Пирс-Эрроу” во время поездки подарил еще более редкие ощущения от езды, получаемые далеко не от всех старинных автомобилей. В нем как будто изначально заложены одновременно непринужденность и послушность, когда на каждую команду “Пирс-Эрроу” отзывается сразу же, а его поведение полностью зависит от твоих действий. Такое чувство единения с автомобилем рождает ощущение собственной силы и власти над техникой.

В роли “багажника” выступает чемодан, закрепленный на откидной решетке.
На левом заднем крыле – дополнительный габаритный фонарь.

Возвращать машину в гараж совсем не хочется. На прощание мелькнула мысль: за сто с лишним лет существования автомобиля родились и умерли сотни марок, и сегодня их истории и судьбы не вызывают каких-то особенных чувств, но вот исчезновение “Pierce-Arrow” отзывается в сердце какой-то обидой – как бы хотелось, чтобы он жил! И был бы он достойным конкурентом “Rolls-Royce”, сохранив собственный стиль – с фирменной решеткой радиатора в форме трапеции, с фарами в крыльях и незабвенной фигуркой “Tireur d’Arc”. На современном “Pierce-Arrow” ее, конечно, сделали бы убирающейся...

Иван БАРАНЦЕВ,
фото Дмитрия ОТРОСТКОВА


<< содержание номера

 

Комментарии к материалу

Для того чтобы принять участие в обсуждении материалов, необходимо войти на сайт

Оставлять свои комментарии могут только зарегистрированные пользователи

+

Тест-Драйвы: Acura Acura »»

Тест-Драйвы: Alfa Romeo Alfa Romeo »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Aston Martin »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Audi »»

Тест-Драйвы: BentleyBentley »»

Тест-Драйвы: BMWBMW »»

Тест-Драйвы: CadillacCadillac »»

Тест-Драйвы: ChevroletChevrolet »»

Тест-Драйвы: ChryslerChrysler »»

Тест-Драйвы: CitroёnCitroёn »»

Тест-Драйвы: DodgeDodge »»

Тест-Драйвы: FerrariFerrari »»

Тест-Драйвы: FiatFiat »»

Тест-Драйвы: FordFord »»

Тест-Драйвы: HondaHonda »»

Тест-Драйвы: HyundaiHyundai »»

Тест-Драйвы: InfinitiInfiniti »»

Тест-Драйвы: JaguarJaguar »»

Тест-Драйвы: JeepJeep »»

Тест-Драйвы: KiaKia »»

Тест-Драйвы: LamborghiniLamborghini »»

Тест-Драйвы: Land RoverLand Rover »»

Тест-Драйвы:LexusLexus »»

Тест-Драйвы: MaseratiMaserati »»

Тест-Драйвы: MazdaMazda »»

Тест-Драйвы: MercedesMercedes »»

Тест-Драйвы: MINIMINI »»

Тест-Драйвы: MitsubishiMitsubishi »»

Тест-Драйвы: MorganMorgan »»

Тест-Драйвы: NissanNissan »»

Тест-Драйвы: OpelOpel »»

Тест-Драйвы: PeugeotPeugeot »»

Тест-Драйвы: PorschePorsche »»

Тест-Драйвы: RenaultRenault »»

Тест-Драйвы: Rolls-RoyceRolls-Royce »»

Тест-Драйвы: SaabSaab »»

Тест-Драйвы: SeatSeat »»

Тест-Драйвы: ŠkodaŠkoda »»

Тест-Драйвы:  SsangYongSsangYong »»

Тест-Драйвы:  SubaruSubaru »»

Тест-Драйвы:  SuzukiSuzuki »»

Тест-Драйвы:  ToyotaToyota »»

Тест-Драйвы:  VolkswagenVolkswagen »»

Тест-Драйвы:  VolvoVolvo »»

+

Поиск на сайте
»»
Мир на колесах

Масштабная роскошь

Масштабная роскошь

Компания “Rolls-Royce” предложила своим состоятельным фанатам обзавестись копией первого в истории марки кроссовера “Cullinan”.

читать далее »»

Превращение

Превращение

Британская компания “Dutton” предлагает владельцам “Suzuki Jimny” прошлого поколения превратить компактный внедорожник в амфибию.

читать далее »»

Вспышка гнева

Вспышка гнева

В Чикаго (штат Иллинойс, США) конфликт работника транспортной компании с его начальником имел весьма необычные последствия.

читать далее »»

Мечтать не вредно

Мечтать не вредно

В США намерены восстановить самый длинный в мире лимузин.

читать далее »»