Автомобильная газета Клаксон
Золотой Клаксон
Автомобильная газета "Клаксон" - подписка на информационные линии сайта
Автомобильная газета "Клаксон"  Instagram
Автомобильная газета "Клаксон" ВКонтакте
Автомобильная газета "Клаксон" на youtube
Автомобильная газета "Клаксон" на twitter
Автомобильная газета "Клаксон" на facebook
Автомобильная газета "Клаксон" COUB
Вход на сайт

Архив газеты

 

Знаток. Михаил Барщевский любит быть за рулем


Barshevsky

Его узнают в лицо и гаишники, и простые автомобилисты. Михаил Барщевский – личность популярная. Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук, писатель, радиоведущий, член клуба “Что? Где? Когда?”. А еще хороший водитель и любитель путешествий за рулем.

“Дела о ДТП я не проигрывал”

Первую частную юридическую фирму в нашей стране Михаил Барщевский создал в 1990 году.

– А началось с того, что в 1989 году 17 молодых юристов со всего СССР отправились на стажировку в США. Для этой поездки выбирали практиков и тех, кто занимался наукой. А я был и практик, и кандидат наук, так что подходил, можно сказать, по всем статьям. Посмотрев, как работают американские юридические компании, я понял: то же самое должно быть у нас. Так появилась фирма “Московские юристы” – она была оформлена как филиал строительного кооператива. В то время поддержал меня и помог только председатель президиума Московской коллегии адвокатов Феликс Соломонович Хейфец, остальные члены президиума, да и большинство столичных адвокатов, всегда работавших без партнеров, были против. Узнав о моей фирме, коллеги крутили пальцами у виска: “Зачем тебе это надо? У тебя и так все в шоколаде”.

Barshevsky
Известный юрист иногда не прочь использовать эпатаж.

– Что им отвечали?

– Представьте, например, сапожника-одиночку и обувной комбинат – у кого больше возможностей для бизнеса? Кстати, уже через полгода коллеги сами начали создавать конторы, оценив их преимущества. А наша фирма в 1993 году была преобразована в адвокатское бюро “Барщевский и Партнеры”.

– Защищать водителей в суде доводилось?

– Еще в начале карьеры я несколько лет, с 1981-го до 1985-го, довольно часто вел дела о ДТП. У меня был хороший учитель – известный адвокат, автор множества журнальных статей на эту тему Леонид Генрихович Могилянский. Я тогда неплохо освоил правила составления экспертиз – в частности, на наличие возможности у водителя предотвратить наезд.

– Неудачи были?

– Нет, ни одного моего подзащитного не лишили свободы по этим делам. Но я никогда не защищал водителей, которые в момент происшествия были реально пьяны. Все-таки есть разница между человеком, выпившим кружку пива, и тем, кто садится за руль действительно в пьяном виде.


“Содержание штрафстоянки выгоднее, чем добыча нефти”

Барщевский немало занимался правовым просвещением: вел первые телепередачи “Час суда”, издал помимо множества научных работ десяток книг, в том числе “Большую юридическую энциклопедию” – своего рода компас в дебрях законодательства для обычных граждан. И все же весьма невысоко оценивает юридические познания россиян.

– Мои книги и брошюры были очень востребованы читателями, тиражи той же “Энциклопедии” разошлись полностью, но в целом правовая культура у нас до сих пор находится на крайне низком уровне. Люди не понимают, что знать законы необходимо. Даже богатые россияне в большинстве своем не имеют семейного адвоката и попадают из-за этого в неприятности. Например, платят необоснованно высокие налоги, упускают сроки принятия наследства и т.д.

– То есть к адвокату надо обращаться до того, как возникли проблемы, а не после?

– Однажды придумал афоризм: я хорошо работаю тогда, когда мой клиент перестает понимать, за что мне платит. Точно так же хороший врач получает деньги не за то, что лечит своих клиентов, а за то, что они не болеют.

Barshevsky
Михаил Барщевский давно стал неофициальным лицом
популярной телеигры “Что? Где? Когда?”.

– Не секрет, что многие граждане скептически относятся к российской судебной системе. В чем причина?

– Судебная система не вызывает доверия. По каждому резонансному делу мнения у публики полярные. Одни считают наказание справедливым, другие – нет, но никто не говорит: “Это правильно, потому что так решил суд”. Российским судьям не хватает реальной независимости. Они находятся в косвенной зависимости от председателя суда, от местной администрации, от силовиков, нередко испытывают и давление криминалитета. Судью, который рискует принимать решения самостоятельно, а не под воздействием внешних факторов, можно назвать героем, однако невозможно каждый день совершать героические поступки. Поэтому, я считаю, необходимо принять меры по обеспечению независимости судей. Способы для этого есть, и много затрат не потребуется. Не менее важна и открытость самих судей перед обществом. Они традиционно не любят общаться с прессой, а зря. Как показывает опыт, выход судей к журналистам с разъяснением принятого решения снимает спекуляции и некомпетентные комментарии обывателей. Можно соглашаться с решением суда или нет, но люди должны понимать, почему оно такое. А понимание вызывает доверие к суду как институту власти.

– В последнее время в России было немало конфликтов из-за эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Вы бы взялись защищать водителя, который отказывается покидать машину, которую хотят увезти?

– Давайте разберемся. Эвакуация – это наказание за то, что машина стоит не там, где положено, или это способ устранения препятствия с дороги? Если способ устранения и если водитель вернулся до того, как автомобиль увезли, то пусть он платит штраф и уезжает. А конфликты возникают из-за того, что эвакуация – сверхприбыльный бизнес. Содержание штрафстоянки выгоднее, чем добыча нефти. Вот и все объяснение.

– Участились и случаи агрессии на дорогах…

– Их не больше и не меньше, чем в метро, магазинах, на стадионах. Общество озлоблено и агрессивно, и большая часть вины за это лежит на телевидении. Оно хорошо выполняет информационную и развлекательную функции, но совершенно перестало выполнять функцию воспитательную. Сплошные шоу, триллеры, сериалы, а нормам общежития, добру не учит никто.

– Однако автомобилисты гораздо чаще палят друг в друга из травматических пистолетов, чем пассажиры метро…

– Это уже другая проблема. Я в свое время был сторонником “травматики”, но наши граждане воспринимают ее как игрушку и стреляют без реальной необходимости, не осознавая, что исход может быть летальным. С другой стороны, преступники, владеющие боевым оружием, травматического пистолета не боятся, так что при нападении он практически бесполезен. Поэтому сейчас я бы запретил или резко ограничил владение “травматикой”, но с одновременным разрешением короткоствольного огнестрельного оружия. Разумеется, с выдачей лицензий и строгими требованиями к тем, кто желает его приобрести.

– Полагаете, если у граждан появятся настоящие пистолеты, грабителей это остановит?

– Да. При потенциальной вероятности получить пулю от жертвы преступник подумает, стоит ли на нее нападать. Вы, конечно, помните, что четверть века назад водителей-дальнобойщиков на российских автомагистралях грабили едва ли не ежедневно. А затем было разрешено гладкоствольное оружие самообороны, и разбои на трассах прекратились почти полностью. Слишком велик стал риск, ведь в кабине каждой фуры может лежать помповое ружье.


“Мемуары писать не собираюсь”

За руль Михаил сел в 19 лет, и первым его автомобилем был “Москвич-412”. Сейчас у Барщевского собственный небольшой автопарк.

– У меня в Москве две квартиры, при каждой – два машиноместа. Еще гараж на даче. Автомобилей много – пять.

– Меняете их как перчатки?

– Наоборот, подолгу не расстаюсь. Я не гонюсь за модой и не меняю машину, когда выходит новая модель. Еще работая адвокатом, подарил жене на серебряную свадьбу “Mercedes-Benz” “С-класса”. А через полгода – кроссовер “Lexus RX300”. Им сейчас по 14 лет, но обе машины в хорошем состоянии. У нас вся семья – грибники, да я и без грибов люблю бродить по лесу. Для поездок на природу за полцены был куплен подержанный внедорожник “Hummer”. Ему девять лет.

А себе я сделал подарок на 50-летний юбилей – “Mercedes-Benz S500”. Восемь лет прошло, до сих пор им пользуюсь. Наконец, “Daewoo Nexia” приобрели специально для тещи. При возрасте за 80 лет она женщина активная, много ездит – с шофером, конечно.

“Я не гонюсь за модой и не меняю машину, когда выходит новая модель...”

– Вы тоже с шофером или предпочитаете сами быть за рулем?

– В будни езжу с водителем. Есть телефон, планшет – можно в машине работать, а не терять напрасно время в пробках. А в выходные – только сам. Очень люблю водить автомобиль, путешествовать за рулем. Ездил с семьей в Тверскую область, Белоруссию. Недавно с детьми побывали в Александрове Владимирской области и Суздале, да мы вообще уже все Золотое кольцо объехали…

– Вы, разумеется, и за границей водили автомобиль. Ощутили разницу?

– Колоссальная разница в поведении водителей в России и за рубежом. Например, тебе надо повернуть направо, но задумался, не успел вовремя выехать из среднего ряда в правый. На Западе в таких случаях автомобилисты друг другу, как правило, уступают дорогу. У нас – стараются не пропустить, проскочить первыми. Еще очень раздражают фуры, которые, нарушая правила, едут в третьем-четвертом ряду трассы, а ГИБДД этого словно не замечает. Хамство на наших дорогах вообще цветет махровым цветом. 

dosie

– Кроме основной работы вы на многое находите время: путешествуете, выступаете на радио и телевидении, пишете рассказы… А поклонникам интеллектуального казино “Что? Где? Когда?” известны сразу в двух ролях – хранителя традиций клуба и знатока. Что привлекает в этой игре?

– Ее атмосфера. Когда находишься в зале, где идет игра, появляется ощущение, что воздух реально плотный из-за растворенного в нем интеллекта. Нигде больше такого не испытывал. Многим из тех, кто сидит на диване перед телевизором, кажется, что играть просто: что-то знаешь, что-то можешь угадать. Но это ложная простота. Вы замечали, что игроки, обсуждая вопрос, никогда не хватаются за первую версию, даже если она напрашивается? Интрига в том, что это может быть ловушкой. Иногда случайно выпадает вопрос с легким ответом, а команда ищет не столь очевидные варианты. А порой ответ действительно с подвохом, который надо обнаружить. Так что там все непросто. Потому за игровым столом и кипят такие страсти.

– Мемуары писать не собираетесь? Есть о чем…

– Нет, у меня плохая память. Предпочитаю писать рассказы. Сейчас, кстати, работаю над новым сюжетом.

Беседу вел Вадим ХУДЯКОВ,
фото из личного архива Михаила БАРЩЕВСКОГО,
фотобанк “Personastar”


<< содержание номера

 

Комментарии к материалу

Для того чтобы принять участие в обсуждении материалов, необходимо войти на сайт

Оставлять свои комментарии могут только зарегистрированные пользователи

+

Тест-Драйвы: Acura Acura »»

Тест-Драйвы: Alfa Romeo Alfa Romeo »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Aston Martin »»

Тест-Драйвы: Aston Martin Audi »»

Тест-Драйвы: BentleyBentley »»

Тест-Драйвы: BMWBMW »»

Тест-Драйвы: CadillacCadillac »»

Тест-Драйвы: ChevroletChevrolet »»

Тест-Драйвы: ChryslerChrysler »»

Тест-Драйвы: CitroёnCitroёn »»

Тест-Драйвы: DodgeDodge »»

Тест-Драйвы: FerrariFerrari »»

Тест-Драйвы: FiatFiat »»

Тест-Драйвы: FordFord »»

Тест-Драйвы: HondaHonda »»

Тест-Драйвы: HyundaiHyundai »»

Тест-Драйвы: InfinitiInfiniti »»

Тест-Драйвы: JaguarJaguar »»

Тест-Драйвы: JeepJeep »»

Тест-Драйвы: KiaKia »»

Тест-Драйвы: LamborghiniLamborghini »»

Тест-Драйвы: Land RoverLand Rover »»

Тест-Драйвы:LexusLexus »»

Тест-Драйвы: MaseratiMaserati »»

Тест-Драйвы: MazdaMazda »»

Тест-Драйвы: MercedesMercedes »»

Тест-Драйвы: MINIMINI »»

Тест-Драйвы: MitsubishiMitsubishi »»

Тест-Драйвы: MorganMorgan »»

Тест-Драйвы: NissanNissan »»

Тест-Драйвы: OpelOpel »»

Тест-Драйвы: PeugeotPeugeot »»

Тест-Драйвы: PorschePorsche »»

Тест-Драйвы: RenaultRenault »»

Тест-Драйвы: Rolls-RoyceRolls-Royce »»

Тест-Драйвы: SaabSaab »»

Тест-Драйвы: SeatSeat »»

Тест-Драйвы: ŠkodaŠkoda »»

Тест-Драйвы:  SsangYongSsangYong »»

Тест-Драйвы:  SubaruSubaru »»

Тест-Драйвы:  SuzukiSuzuki »»

Тест-Драйвы:  ToyotaToyota »»

Тест-Драйвы:  VolkswagenVolkswagen »»

Тест-Драйвы:  VolvoVolvo »»

+

Поиск на сайте
»»
Мир на колесах

Не доказал

Не доказал

71-летний британский автомобилист потратил около 30 тысяч фунтов стерлингов, на протяжении трех лет безуспешно оспаривая в суде 100-фунтовый штраф.

читать далее »»

Лофт-драйв

Лофт-драйв

Автомобили будущего определенно станут тестировать и оценивать не лихачи или технари, готовые забраковать любое средство передвижения за отсутствие "прецизионности в управлении” или “информативности в подвеске”, а специалисты по недвижимости. Эт...

читать далее »»

Е-е-е!

Е-е-е!

Один из британских журналистов, умудрившийся испытать этот электрокар еще до официальной премьеры, сравнил Honda e с машинкой “мистера Бина”. Неясно, что в этом сравнении больше - смеха или умиления.

читать далее »»

Высокое напряжение

Высокое напряжение

“Мы обещали суперкар для эпохи электромобильности — мы это сделали”, - заявил менеджер компании с такой интонацией, будто Porsche  все равно останется самым-самым, от чего бы не питался: бензина, тока или святого духа.  

читать далее »»